Сегодня уникальный день - на регулярной пресс-конференции генерального секретаря кабинета министров Японии обсуждались аж две темы, связанные с Россией. Темы ругательные и конфронтационные. Но для начала, если кто не знает, надо пояснить: генсек кабинета - второе лицо в правительстве, его координатор. Несмотря на хренову кучу работы, он дважды в день проводит пресс-конференции, на которых лично отвечает на вопросы журналистов, часто довольно противные. Это важный механизм общения правительства и общества, хотя, должен признаться, генсеки кабинетов временами пытаются увиливать от ответов. Могут даже и отказываться говорить, хотя это чревато - есть шанс влипнуть в историю, стать мишенью насмешек и критики, грощящей последствиями. Пресс-конференции короткие, сжатые, Россия на них обычно фигурирует, мягко говоря, не каждый день, а в иные годы - и не каждый месяц. И вот сегодня - рекорд за все время моих, поверьте, долгих наблюдений. Две темы!
Во-первых, генсек кабинета заявил, что Токио вопреки требованию Москвы не будет отзывать свою просьбу зарегистрировать в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО дневники и воспоминания японских пленных в сталинско-хрущевских лагерях (я об этой штуке писал - кому интересно, читайте ниже). Японские пленные, кстати, себя называют интернированными, поскольку, как они говорят, с советскими не воевали и в плен попали не в бою, а по приказу императора капитулировать. МИД РФ вчера заявил, что материалы вернувшихся из советских лагерей "базируются на искаженном представлении" о причинах войны на Дальнем Востоке и "содержат отличные от общепринятых оценки ее итогов". Это тема номер раз.
А номер два связан со словами Шойгу о том, что Россия будет создавать полноценную военную базу на Курилах - вместе с такими же объектами на Чукотке прямо у американской Аляски. Генсек японского кабинета по этому поводу сегодня был осторожен-насторожен и говорил, что станет проверять детали. "Но мы, конечно, будем протестовать, если все подтвердится".
Короче, наметился широкий круг тем для дальнейшего обсуждения.
! Орфография и стилистика автора сохранены