Тридцать лет спустя наша страна очень похожа на поздний Советский Союз: отчуждение власти от народа, экономический и бюджетный кризис, стагнация социальной системы, политическая монополия, поиск внутренних и внешних врагов, преследование инакомыслящих, желание удержать власть любой ценой.
Гражданин, желающий стране свободы и демократии, оказался в оппозиции к российскому государству. Часто кажется, что такой непослушный гражданин является изгоем в обществе и не нужен своей стране.
Тридцать лет спустя перед государством и обществом стоят по существу те же мучительные вопросы, что и в 1985 году. И те же самые задачи.
Но отвечать на эти вопросы нам всем придется с учетом этих тридцати лет. С учетом неисправимых ошибок и невосполнимых потерь, с учётом усталости и разочарования людей, с учётом недоверия государству и острого человеческого отчаяния от бессилия и невозможности что-то изменить.
Народ не молчит. Народ кричит. Но этот крик не все слышат.
Великая народная мечта о демократии осталась.
Только почти никто не верит в её воплощение.
Эти тридцать лет – наш исторический опыт. В нем – наши надежды, наши радости, наши слезы, наша боль и наша вера. Этот опыт состоялся. В нем ничего невозможно изменить. Но его можно и нужно понять. Его нельзя выбросить, забыть, перечеркнуть.
С этим опытом нужно жить дальше.
Выступление Льва Шлосберга на 45-й сессии Псковского областного Собрания депутатов 24.09.2015:
! Орфография и стилистика автора сохранены