"Газпром" уже пятый месяц занимается головоломкой. 1 декабря в Анкаре, на удивление окружающим, "антиукраинский" "Южный поток" был остановлен одним "взмахом весла кремлевского раба на галерах", якобы в наказание ЕС за его проукраинскую позицию. Захлебнувшийся "поток" на радость московским гостям был тут же подхвачен гостеприимными хозяевами с берегов Босфора и направлен в свое русло под названием "Турецкий поток".
Турки, как известно, народ ушлый и предприимчивый, сразу же, не откладывая в долгий ящик, там же в Анкаре подписали с газовыми купцами из Москвы меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода. Но до сих пор никакого конкретного соглашения у "Газпрома" по реализации "Турецкого потока" на руках нет. По имеющейся информации, стороны пока что только в общей форме согласовали маршрут трубы, которая будет проложена по дну Черного моря, а затем по территории Турции до границы с Грецией, где предполагается закладка громадного хаба для хранения газа.
Следует отметить, что турки, помимо предприимчивости, предпочитают еще все просчитывать и взвешивать, прежде чем начать что-либо делать, в отличие от нынешних российских партнеров, которые действуют сумбурно, беспорядочно и хаотично, словом, на авось. Турецкие власти, как бы им не хотелось подыграть Путину, не могут не учитывать такие вопросы как финансирование будущего контракта, сроки строительства, цена на прокачиваемый газ, транзитные оговорки и другие, сопутствующие такому проекту условия. Но самое главное для Турции, как транзитера российского газа – это его дальнейший маршрут, то есть желание европейских стран забирать этот газ из хаба.
А вот тут-то и загвоздка: власти ЕС отрицательно смотрят на проект "Турецкого потока", предпочитают и поддерживают другой альтернативный проект под названием "Южный газовый коридор", состоящий из Трансанатолийского газопровода (TANAP) и Трансадриатического газопровода (ТАР).
Первый – TANAP, строительство которого уже начато в марте этого года с завершением в 2018 году, будет доставлять азербайджанское голубое топливо, а возможно туркменский и в перспективе и иранский газ, через территорию Грузии и Турции до ее европейской границы. Второй проект – ТАР, по которому уже определены конкретные акционеры, будет распределять это газ из Каспийского региона в страны южной и центральной Европы. Отметим, что финальная мощность TANAP в 60 млрд. куб. м. газа практически равна планируемой мощности " Турецкого потока" – 63 млрд. куб. метров.
Европейская энергетическая дипломатия сделала все возможное, и притом в короткие сроки, чтобы "Южный газовый коридор" обрел конкретные очертания, в отличие от " Турецкого потока", который все еще обсуждается на различных площадках, главным образом при участии Москвы. Недавно Путин предлагал принять участие в реализации "Турецкого потока" находившемуся в Москве премьеру Греции А. Ципрасу, который в ответ сказал, что ему не нравится название этого проекта и предложил переименовать его в "Греческий поток".
Встречное предложение Ципраса выглядело скорее трагично, чем смешно и в нем, как в капле воды, отразилось нынешнее состояние "Турецкого потока" и подхода к нему потенциальных участников, на которых рассчитывают в Кремле. Видимо Путину было неизвестно о том, что ранее министр производственной реконструкции, окружающей среды и энергетики Греции П. Лафазанис по возвращению в Афины из Баку, где 12 февраля участвовал на первом заседании Совещательного совета "Южного газового коридора", заявил о том, что правительство Греции поддерживает строительство Трансадриатического газопровода (TAP) и будет оказывать содействие его скорейшему завершению. Кроме того, а это также важно, греки выразили желание стать акционерами в этом проекте, где участники выглядят следущим образом: SOCAR (20%), BP (20%), Statoil (20%), Fluxys (16%), Enagás (16%) и Axpo (5%).
Для того чтобы убедиться, что у "Турецкого потока" есть шанс застрять на европейской границе Турции и не двинуться дальше в Европу достаточно сказать, что по информации канадского издания "Natural Gas Europe", консорциум по проекту строительства TAP объявил предквалификационный отбор компаний для строительства приемного терминала для газопровода и сухопутного участка трубопровода в Италии. На терминал газ будет поступать из морского участка газопровода TAP. Здесь же разместится центр управления и контроля над трубопроводом. Терминал будет подключен к газотранспортной сети итальянской компании "Snam Rete Gas". Поставки азербайджанского газа по TAP ожидаются в начале 2020 года.
Такое развитие событий, конечно же, вынуждает "друга" Путина – Эрдогана не очень то спешить по поводу "Турецкого потока". Видимо этим объясняется тот факт, что Песков в начале апреля неожиданно заявил о том, то его шеф не собирается ехать в Турцию для обсуждения состояния и перспектив реализации этого проекта. Можно предположить, что Путин хотел выяснить позицию Эрдогана по этому важнейшему для Кремля вопросу перед приездом в Москву Цирпаса.
Тем не менее, для того, чтобы как бы подсластить горькую пилюлю, глава " Газпрома" А. Миллер заявил в кулуарах "Валдайского клуба" о том, что "Газпром" решил, ни много ни мало, не согласовывать "Турецкий поток" с ЕС. В "Газпроме" готовы строить новый трубопровод без оглядки на готовность Юго-Восточной и Центральной Европы принять это газ. "Построим и будем ждать [пока европейцы проведут газопроводы к хабу на турецко-греческой границе]" – подчеркнул Миллер. Сроки строительства "Турецкого потока" он назвал "оптимистичными".
Надо понимать слова Миллера так, что "Турецкий поток" будет построен в любом случае и никакой необходимости обсуждать его прокладку с европейскими странами у России нет. А потому, "Газпром" уже готов начинать строительство данного трубопровода, без соглашения с турками и оглядки на готовность Юго-Восточной и Центральной Европы принять этот газ. Может быть Миллер рассчитывает, что европейцы подпустят российское "национальное достояние" к газопроводу ТАР?
По знакомой уже кремлёвской логике, которую в очередной раз продемонстрировал Миллер, получается, что, вероятно, спустя несколько лет ЕС заявит о санкциях и о том, что их газ из этого трубопровода не интересует (как это уже было с "Южным потоком"). Но это так страшно – деньги ведь уже будут распилены. Кто же виноват, что "коварные масоны" ЕС противятся и обрезают "высокодуховный, православный" газ из "Турецкого потока"?
Вместо того, чтобы отказаться от авантюристической, агрессивной политики в отношении Украины и договариваться с ней об использовании и расширении ее газотранспортной инфраструктуры для взаимовыгодных поставок газа в Европу, Кремль и его подручные в "Газпроме" продолжают политику разбазаривания средств на политически ангажированные бессмысленные проекты под различными названиями.