29 октября ВЦИОМ представил газете "Известия" данные исследования, из которых следует, что большинство россиян убеждены, что западная критика российской власти направлена на развал России и ее дестабилизацию. Опрос проводился 25 – 26 октября, опрошено 1600 человек. Две трети (68%) россиян считают, что зарубежные СМИ предвзято рассказывают о деятельности российских властей. Свыше четырех пятых (87%) уверены, что критика России и ее руководства не обоснованы и имеют целью погубить страну.
Результаты исследования сопровождаются примечательными комментариями генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова: "Гипотеза о том,  что у нас есть "зомбоящик", который всем промывает мозги и не дает альтернативных точек зрения, рассыпается как карточный домик". То есть человек получил данные о том, что россияне верят в стремление остального мира развалить Россию. Любой человек, который отважится провести вечер за просмотром российского ТВ, убедится, что именно в этом ключе подаются новости и комментарии. По данным того же ВЦИОМ, те же 87% получают информацию из российского ТВ. И вот имея на руках эти три факта, "социолог" Федоров делает вывод, что никакого "зомбоящика" и никакой промывки мозгов в России не существует.
Зачистка российской социологии и в целом российского обществознания  - это история не менее драматичная, чем зачистка российских медиа, российской политики и российского бизнеса. Знаковым событием этой зачистки стала замена в 2003 году на посту руководителя ВЦИОМ крупного российского социолога Юрия Левады на молодого политтехнолога Валерия Федорова, который начал с того, что убрал левадовский девиз ВЦИОМа: "От мнения – к пониманию". Теперь девиз Центра звучит так: "Знать – значит побеждать", что, на мой взгляд, больше подходит для воодушевления сотрудников разведки, нежели для научного учреждения. Зато российская социология и ее главный продукт, он же главный стержень и фундамент – рейтинг президента – в надежных руках и теперь его никому не уронить, ни оппозиции, ни народу.
Впрочем, другие российские обществоведы, приглашенные "Известиями" прокомментировать это исследование, сделали не менее изумительные заявления. Леонид Поляков, политолог из Высшей школы экономики объяснил, что "этот показатель (87% убежденных, что критики России жаждут ее погибели) подтверждает ключевой тезис, прозвучавший на дискуссионном клубе "Валдай", - "есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России".  Причем, сам политолог с этим валдайским тезисом также согласился.
Другой политолог, Алексей Мухин, в интервью "Известиям" сообщил, что, сравнивая российское общество и свое западное,  эти западные критики видят преимущество российского, но не в силах в этом признаться.  То есть, захлебываются они там, у себя на Западе, ядовитой слюной, глядя на Россию, и в бессильной злобе клевещут, пытаясь ее унизить, а, если повезет, то и погубить. Жаль, что политолог Мухин не поделился с научной общественностью методами, с помощью которых он установил, что западные критики России видят преимущество российского общества над западным. Ведь они, как утверждает политолог, "не в силах в этом признаться". Хочется верить, что Мухин не прибегал к пыткам, а изобрел новый способ чтения потаенных мыслей оппонентов и еще поведает о нем мировой науке.
Тема русофобии не сходит со страниц российских газет и экранов федеральных телеканалов. Очередной выпуск "Списка Норкина", который состоялся 24 октября, был полностью посвящен этой теме. Ведущий передачи, Андрей Норкин сформулировал проблему так: "Мода на русофобию: зачем Западу новая холодная война?". В самом начале передачи Норкин обратился к залу и задал вопрос, есть ли в мире мода на русофобию? Ответ был вполне предсказуемым: 73% ответили утвердительно. В качестве живого факта русофобии в студию была предъявлена певица Валерия, которую в августе власти Латвии вместе с Кобзоном и Газмановым не пустили в Юрмалу на фестиваль "Новая волна", а совсем недавно выступление певицы в Лондоне было встречено массовыми протестами. В глазах Валерии и ее продюсера Иосифа Пригожина застыли обида и недоумение: "За что? За песни о любви?". Те 4 тысячи человек, которые призывали британские власти отказать артистам в визах, а также обращались к руководству Альберт-холла с требованием отменить концерт, подробно объяснили это тем, что Валерия и Кобзон открыто поддержали террористические организации ДНР и ЛНР, против лидеров которых введены санкции Евросоюза. Поскольку в "Списке Норкина" про это ничего не было сказано, то в глазах миллионов телезрителей противники Валерии предстали злобными тупыми русофобами, которые преследуют певицу только за то, что она русская и поет песни о любви.
Когда политолог Дмитрий Орешкин, пытаясь объяснить происходящее чем-то более понятным, нежели мистическая русофобия, неосторожно начал свою реплику словами, что он хотел бы снизить градус дискуссии, Норкин его немедленно перебил, заявив, что он, Норкин, этого не допустит, и что градус он будет только повышать. И для повышения градуса в студию был приглашен Андрей Караулов. Градус немедленно повысился. Причем настолько, что в студии явно запахло серой и это чувствовалось даже через экран телевизора. Караулов – это явление выдающееся. Он выделяется даже на фоне таких людей, как Киселев, Соловьев и тот же Норкин, подобно даме, которую выгнали из борделя за разврат.
Так вот, Караулов, оказывается, тоже стал жертвой русофобии. Он снял фильм о преступлениях киевской хунты и по протекции группы депутатов российского парламента продемонстрировал его в здании ООН. И вы представляете, после просмотра этого фильма не было никакого обсуждения, и ни одно мировое СМИ ни слова не сказало ни про фильм, ни про те ужасающие вещи, о которых данный фильм сообщил миру. "Они выходили из зала, глядя прямо перед собой", - обличил Караулов двуличных представителей так называемой мировой общественности.
В студии НТВ не нашлось никого, кто объяснил бы Караулову причину такого странного поведения заокеанских журналистов и политиков. Впрочем, и не удалось бы объяснить, поскольку для объяснения пришлось бы использовать слова, значения которых Караулов не знает. Ключевое слово – "репутация". Именно действие этого института – института репутации делает возможным работу всех остальных демократических институтов, включая прессу. Именно институт репутации после истории с распятым мальчиком в трусиках вывел Первый канал российского ТВ из списка СМИ, на которые можно ссылаться, и чьей информацией вообще можно пользоваться. Аналогично пострадали от института репутации и все остальные российские телеканалы. Что же касается Андрея Караулова, то его репутация никогда не страдала, поскольку ничего, похожего на журналистскую репутацию у данного персонажа отродясь не было. Поэтому и проходят мимо него, глядя прямо перед собой. Как мимо пустого места.
То, что отношение людей в большинстве стран мира к России в последнее время стало хуже, это очевидный факт, который подтверждается многочисленными исследованиями. Уместно ли это явление называть "русофобией", или "холодной войной"? В студии "Списка Норкина" на этот вопрос попытался ответить руководитель информационного бюро НАТО в Москве, Роберт Пшель: "Холодной войны нет, так как это было идеологическое противостояние, которого сейчас нет. Сегодня есть поведение России, которое противоречит международному праву".
Российская пропаганда использует миф о русофобии в мире и в первую очередь в Украине для разжигания антизападной и антиукраинской истерии. То, что везде есть люди, которые не любят русских и Россию, – это непреложный факт. Как везде есть люди, которые не любят немцев, англичан и испанцев. Число людей в Украине, которые за период с февраля по октябрь 2014 года стали хуже относиться к русским, скорее всего, увеличилось. Полагаю, что этот рост неприязни был меньше, чем рост неприязни к немцам (не к фашистам, а именно к немцам) у граждан СССР за период с июня по декабрь 1941 года. Показателем уровня "русофобии" в Украине стало поражение Ирины Фарион, которая на минувших выборах заняла в своем округе третье место с весьма скромным результатом 16,35%, уступив своей сопернице Ирине Подоляк, набравшей 41,2%. И это в Львовской области, уровнем "русофобии" в которой российские пропагандисты обычно пугают детей.
Что же касается реальной русофобии, то она действительно существует. Но обитает она не в Украине и не в западных СМИ, а в головах российских властителей. Вершиной русофобии стал уже упомянутый в этой колонке ключевой тезис, произнесенный в клубе "Валдай" Володиным, зам.главы администрации президента: "Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России". Это ж как надо ненавидеть и презирать Россию и русских, чтобы такое вымолвить!

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены