Я — человек, который не сомневается в особой роли православия в истории России. Однако я сомневаюсь в том, что есть какая-либо необходимость отражать это в Конституции.

В последние дни активизировалась дискуссия на эту тему, а 28 ноября даже состоялась передача "Поединок" (Милонов VS Гельман), в которой на стороне Марата Гельмана в качестве секунданта выступал Владимир Ашурков (конечно, потом ту часть передачи, где он был в кадре — вырезали из трансляции на ТВ). Тем не менее, посмотреть передачу в полном виде можно здесь (В. Ашурков — на 20-й минуте).

Так вот, аргументы против закрепления особой роли православия в Конституции очень просты, и их можно изложить в виде риторических вопросов:

1) Разве православие в России настолько ослабло и утратило свою роль, что нуждается в упоминании о своем значении в Конституции? Или, может быть, жители России считают, что необходимо усилить эту роль, они полагают ее недостаточной, они сомневаются в ней? Может быть, они даже хотят усиления влияния церкви на государство?

Вот опрос Левада центра, который был проведен 22-25 марта 2013 г. по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

1

2

3

Как видно, большинство населения страны удовлетворено существующим положением дел в религиозной сфере и не считает необходимым что-либо менять. Точнее даже, считает необходимым не менять. Да и вообще, религия для большей части опрошенных играет либо не слишком важную роль — либо совсем никакой.

Конечно, есть люди, для которых это не так — но их меньшинство. Впрочем, вопросы каких угодно изменений в Конституцию в любом случае, я считаю, необходимо всегда выносить на всероссийский референдум.

2) Даже если упомянуть об особой роли православия в Конституции — как конкретно это в реальности усилит его роль? Все сразу бросятся в церкви, начнут истово молиться? А может быть, внезапно те, кто утратил духовные и морально-нравственные ориентиры, прочитав несколько новых строк в Конституции, сразу же просветлятся? Очевидно же, что внесение каких угодно новых положений о православии в Конституцию не изменит вообще ничего, не повлечет никаких правовых последствий ни для кого. Да на саму Конституцию давно уже наплевать даже властям страны, они ее неоднократно растаптывали и превратили просто в кусок бумаги — о чем в таких условиях вообще можно говорить?

3) Говорят, что Национальную идею России как раз можно найти в православии. Допустим. И как же этому поиску может помочь включение слов о православии в Конституцию? Может, лучше все-таки сначала разработать и предложить саму эту Национальную идею — и только потом, если станет очевидно, что граждане России принимают такую идею — заниматься отражением ее положений в Конституции?

Есть, кстати, и резонные опасения, что, как только включить положения об особой роли православия в Конституцию — весьма вольготно почувствуют себя всякие мракобесы, которые, прикрываясь защитой этой самой особой роли православия, еще активнее начнут вторгаться в различные сферы жизни гражданского общества, пытаясь грубо навязать свои порядки в соответствии с их личными представлениями о том, как должно быть устроено общество. Такие действия могут войти в конфронтацию с мнением и представлениями людей, для которых, как мы уже выяснили, религия не имеет особого значения, которых устраивает существующее положение дел. Таким образом, вместо того, чтобы объединить и без того сильно расколотую нацию, мы вполне можем получить внезапный виток конфронтации на ровном месте.

А кому это надо?

Главная мысль: православие, безусловно, обладает особой ролью. Но именно в силу этой своей особой роли оно и не нуждается в дополнительном ее подчеркивании в каких угодно официальных документах государства. А если кто-то хочет усилить роль православия реально, а не на словах — то нужно предпринимать другие действия.

Совсем другие.

Владислав Наганов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены