Сегодня в 14 часов может решиться судьба узника Болотной Михаила Косенко. Силовики с помощью суда хотят упечь политзаключенного Косенко на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу. Сделать это им было бы невозможно без врачей, которые захотят поставить такой диагноз и принудительно держать Косенко за решеткой медучреждения.

Так сложилось, что никто из советских коллег таких психиатров не был в свое время наказан за то, что абсолютно здоровых людей они отправляли за решетку.

В России, к сожалению, долгая история злоупотреблений врачами клятвой Гиппократа.

Еще в царские времена прибегали к использованию психушки для борьбы с инакомыслием. Выдающийся российский писатель, философ Петр Чаадаев был в свое время признан царской охранкой невменяемым. А дабы было совсем неповадно, невменяемой объявили и знакомую Чаадаева — Панову, которая помогала в распространении его публицистики.

В советское время такие злоупотребления были поставлены на поток.

Недобрую славу получила Казанская психиатрическая больница, в которую потоком направляли осужденных по 58 УК РСФСР и ст. 54 УК УССР — политзаключенных.

За тридцать лет с 1940 по 1970 годы в ее палатах умерло 1802 пациента, из них как минимум 470 были политзаключенными.

Формальное обоснование для госпитализации дала "Инструкция по неотложной госпитализации психически больных, представляющих общественную опасность", появившаяся в 1961 году.

Объявление инакомыслящих невменяемыми позволяло отправлять их за решетку без суда и следствия. Надо осознавать, что заключенных в психбольницах не просто держали за решеткой.

Применялись пытки, заключенных обкалывали лекарствами, в том числе и теми, что вызывали жуткую боль. Делались инъекции сульфозина — он вызывал сильнейшую боль в мышцах, заключенных обкалывали нейролептиками.

Кроме того санитары часто могли просто избить пациента больница, не говоря уж о том, чтобы связать, держать в голоде и холоде. Очень рекомендую почитать воспоминания Валерии Новодворской — она подробно описывает все, что делали с ней в психиатрической лечебнице.

Ну и надо ли говорить, что сама угроза помещения в психлечебницу являлась серьезным фактором давления на человека, который может еще и мог бы как-то допустить для себя тюрьму, но то, что его будут считать невменяемым — могло стать средством, после которого можно и сломаться.

Многие выдающиеся диссиденты советского периода прошли через такие жернова. Среди самых известных жертв карательной психиатрии Иосиф Бродский. Владимир Буковский, Ольга Иофе, Егор Летов, Наталья Горбаневская, Валерия Новодворская и многие другие.

Многие помнят знаменитую демонстрацию в момент ввода советских войск в Чехословакию — демонстрацию на Красной площади "За вашу и нашу свободу". Но мало кто знает, что одного из участников этой демонстрации так сильно избили, что

выбили почти все зубы. Это был Файнберг. Из-за политрезонанса его не могли в таком виде показать на суде всему миру. решение было найдено быстро — Ленинградская спецпсихбольница.

Наталье Горбаневской, участвовавшей в той демонстрации, был состряпан диагноз "вялотекущая шизофрения". Надо сказать, что именно этот диагноз-изобретение советских психиатров и использовался чаще всего против инакомыслящих.

Важнейшее дело сделала Московская хельсинская группа, которая начала систематзировать подобные факты и составлять отчеты о них. Была создана рабочая группа по исследованию использования психиатрии в политических целях.
Koryagin.jpg   Врач-психиатр Анатолий Корягин (на фото) проводил обследования тех, кто был объявлен психически ненормальным и давал независимые заключения по ним. Комиммией была проведена огромная работа по проверке условий содержания заключенных, по сбору имен и фактов. Опубликованная комиссией информация вызвала большой резонанс в зарубежном медицинском сообществе и вынудила советскую машину подавления снизить обороты репрессий руками психиатров. Одним из руководителей этой группы был Александр Подрабинек — автор книги, которую обязаны знать все - "Карательная медицина".

Все члены рабочей группы были репрессированы.

Генеральная Ассамблея Всемирной психиатрической ассоциации приняла резолюцию о присвоении Корягину статуса персонального почетного члена Всемирной психиатрической ассоциации за "проявление в борьбе с извращенным использованием психиатрии в немедицинских целях профессиональной сознательности, мужества и преданности долгу".

История не ограничивалась только политическим использованием психиатрии. Были случаи насильственного помещения в психушку жен, родных высокопоставленных чиновников, или просто людей с деньгами, по каким-то причинам хотевших избавиться от родственника.

Довольно активно психиатрию применяют для борьбы с религиозными меньшинствами в России.

Медицинское освидетельствование и экспертиза на предмет вменяемости как правило проводились в научно-исследовательских институтах: в Центральном НИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского в Москве, Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде, психоневрологических институтах Минздрава УССР в Харькове и Одессе и пр.
Главными "экспертами" карательной психиатрии являлись доктор медицинских наук, профессор Д.Р. Лунц, А.В. Снежневский, Г.В. Морозов и другие.

Если вы думаете, что хоть кто-нибудь из них, либо их наследие было как либо осуждено - ошибаетесь. Вот один факт.  В начале девяностых директор Центра Сербского Татьяна Дмитриева принесла было извинения за злоупотребления в советский период. Однако уже в 2001 году в своей книге "Альянс права и милосердия" уже писала, что злоупотреблений в СССР было не больше, чем на Западе.

По книгам и медпособиям многих из этих "героев" до сих пор учатся российские психиатры.

Как бы мне хотелось завершить все советским периодом, но увы.

В 2005 году чебоксарский правозащитник Альберт Имендаев — оппонент по избирательной кампании президента Чувашии Федорова — был помещен в психбольницу ровно на срок, когда можно было выдвинуться и зарегистрироваться кандидатом, после чего был отпущен. Там же в Чебоксарах отправили насильно в психушку одного из депутатов, часто писавших о коррупции — Игоря Молякова.

Нацбола Артема Басырова упекли за решетку психбольницы накануне Марша несогласных (2007 год).

В принципе без открытия всех архивов и тотального увольнения из медицины всех тех, кто использует белые халаты для подавления инакомыслия — история будет повторяться вновь и вновь. Врачи закрытых медучреждений быстро могу вспомнить, чем они занимались в советские годы, если на то будет запрос в путинское время.

Посмотрим, какое решение суд примет по делу Косенко. Но важно будет всем нам предать огласке не только имена судей, вынесших приговор, но и врачей, которые захотят нарушить клятву Гиппократа ради подавления политической оппозиции.

Олег Козырев

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены