"O Oysters," said the Carpenter,
"You've had a pleasant run!
Shall we be trotting home again?'
But answer came there none -
And this was scarcely odd, because
They'd eaten every one.
(Lewis Carroll, Walrus and Carpenter)
А Плотник молвил: "Хорошо
Прошлись мы в час ночной.
Наверно, Устрицы хотят
Пойти к себе домой?"
Но те молчали, так как их
Всех съели до одной.
(Льюис Кэрролл, Морж и Плотник)
Вот честное слово, лучшей аллегории того, что происходило в Москве этим летом, чем "Баллада о Морже и Плотнике" — просто не найти. Баллада эта длинная, целиком в эпиграф не годится, но я очень рекомендую всем гостям моего блога не полениться, сходить по гиперссылкам и прочесть ее всю. Кто сказал, что "Алиса в Стране Чудес" - детская книжка?! Да ничего подобного! Ничуть не более детская, чем "Винни-Пух", но сейчас, конечно, не об этом...[i]
Сейчас — о так называемом "феномене Навального" и о том, как этот ничем особо не замечательный молодой человек сумел в столь короткий срок "раскрутиться" из обычного блоггера в "политика всероссийского масштаба". Впрочем, о "раскрутке" и ее технологии довольно много было сказано в предыдущем посте. Как помним, никакого чуда в том феномене обнаружено не было: одно лишь основательное вложение капитала и умелые манипуляции с соц. сетями.
Нынешний же "феномен", о котором говорят все подряд: от всевозможных СМИ до маститых политаналитиков, состоит в том, что г-н Навальный, подобно истинному сказочному герою, искупался в кипящем молоке (или, как вариант, пролез через коровье ухо) и предстал перед ошеломленной "оппозиционной" публикой истинным царевичем, "масштабным федеральным политиком"(с). С этим — судя по последним звукам, доносящимся из КС — согласны и многие другие "лидеры оппозиции", что, честно говоря, меня ничуть не изумляет. В последние месяцы эти самые "лидеры оппозиции" могли бы служить прекрасной рекламой какой-нибудь "потомственной ведьме", размещающей завлекательные объявления: "Приворожу с гарантией!": казалось бы, разумные и опытные в протестном движении люди словно и впрямь испили некоего "любовного напитка", привязавшего их к г-ну Н. узами иррациональной и нерассуждающей любви.
Словом, поле для мифологических и сказочных коннотаций открывается такое широкое, что приходится невольно себя сдерживать, чтобы не слишком увлечься. Тем более, что, несмотря на поднятую шумиху и мощнейшую (само)рекламу, чудо-то — как ни крути — не состоялось! То, о чем так долго говорили и продолжают говорить буквально все в российском политическом пространстве, а именно превращение лягушки в принца Навального в политика, отнюдь не произошло, сколько бы его ни целовали все подряд: от Латыниной и Альбац до Шендеровича, Веллера и многих других истовых желающих приложиться. Пожалуй, стало даже немножко хуже.
Хуже стало в том смысле, что разница между истово провозглашаемым результатом ("новая оппозиция!", "серьезный политик!") и реальностью, т.е. политическим вакуумом, создаваемым Навальным, становится все более очевидной и уже бросается в глаза любому более-менее непредвзятому человеку. Разница между тем, о чем нам рассказывают и тем, что дано нам в ощущениях как более-менее объективная реальность, вызывает когнитивный диссонанс даже у апологетов Навального, в результате чего апологии пишутся уже в жанре научной фантастики, где объект поклонения описывается как "НЛО", "политический Солярис" и даже — видимо, в пылу вдохновения — как "политический унисекс". Метафоры, что и говорить, сильные, но последняя из них, мне кажется, требует уточнения. Стиль "унисекс" возможен в одежде, хотя и не каждому он идет. Но вот в применении к живому существу используется — как бы это помягче сказать — другое слово. Гермафродит. И коннотации у него, сами понимаете, совершенно другие. Это вам не пиджачок с подкатанными рукавами. Наводит на абсолютно другие размышления.
Однако, вернемся к тому, в каких отношениях находится вновь провозглашенный глава "новой оппозиции" к политике. Кто нибудь когда нибудь видел его программу? Слышал его рассуждения о мерах по социальному развитию (хотя бы!) г. Москвы? Говорил ли он что-то об общих политических принципах, которых он придерживается? Ходили слухи о том, что программа-де где-то есть, но от него самого по этому поводу услышать не удалось ровным счетом ничего. По его высказываниям можно было предположить абсолютно все, что угодно: сегодня он произносит одно, завтра объявляет это шуткой, послезавтра орда соратников комментирует произнесенное тридцатью тремя разными способами и в результате мы имеем... нет не Солярис, Боже упаси! Мы имеем что-то вроде довольно большой, может, даже довольно глубокой лужи, в которую каждый проходящий может налить или выкинуть все, что придет в голову. Невольно приходит на ум описанная Гоголем лужа в Миргороде, со свиньями и прочими деревенскими прелестями, но это уж кому какой образ ближе.
Если же серьезно, то за последние полгода г-н Навальный не только не "стал политиком", но наоборот сделал все для того, чтобы максимально эффективно выхолостить всякое политическое содержание из российского протестного движения. Исчезли — словно и не было их никогда - требования признания нелегитимными результатов парламентских и президентских "выборов". Забыто требование немедленного освобождения политзаключенных. Принцип ненасилия, бывший одним из основных принципов российского протестного движения, оказался растоптан и буквально выкинут на помойку. Политическая дискуссия, которую пытался организовать КС, была прекращена, а сам КС эффективно парализован. Когда КС еще как-то функционировал, г-н Навальный проявил себя как яростный противник таких форм политической борьбы, как акции гражданского неповиновения, бойкот "выборов" организованных властями и т.п.
Чем же был заполнен образовавшийся после удаления политического содержания вакуум в деятельности и выступлениях г-на Навального? Иными словами, перестав быть de facto политиком, во что он превратился?
Если кто-то попробует сейчас мне подсказать, что, мол, он превратился в "политика американского типа", то сразу хочу сказать, что ни один американский политик даже будучи в полном помрачении рассудка не стал бы проводить свою кампанию с одним-единственным лозунгом: "Мистер Джонс — наш губернатор!" Лозунг, конечно, должен быть, и формат два притопа — три прихлопа тоже вполне встречается на американских политических митингах, но не это — главное! Главное — программа кандидата, а она всегда в центре внимания, и бедный мистер Джонс на каждом митинге должен отчитаться, что он собирается делать с налогами (повышать или понижать), как он относится к бракам геев (никуда не денешься, надо отвечать), что он сделает для привлечения бизнеса в штат, собирается ли он увеличивать или уменьшать количество гос. служащих... Да мало ли что еще! Это — политика, это — то, с чем нормальный политик выходит к избирателям!
Навальный вышел (вывалился!) к избирателям с криком: "бюджет Москвы уступает только бюджету Нью-Йорка и Лондона!", "Путина — на нары!", "надо прекратить воровать, и все будет отлично!", ну и сакраментальное "Навальный — наш мэр!" (Некоторые, например, г-жа Латынина, доцеловали лягушку до того, что им померещился даже "Навальный — наш президент!" Этим восторженным особам хочу напомнить, что многие ярко окрашенные, особенно тропические, лягушки могут быть ядовиты. Покрывающая их слизь является мощным галлюциногеном, а при злоупотреблении возможен и передоз со всеми вытекающими неприятными последствиями). Но это так, к слову.
Еще Навальный вышел к избирателям с большим набором технологий НЛП, а также приемов, широко применяющихся — да, в США, но преимущественно не политиками, а пасторами-евангелистами. Создание сплоченного "круга посвященных", активная физическая работа, не подразумевающая никаких вопросов по поводу смысла происходящего, создание атмосферы эксклюзивности, приобщенности к "чуду", к чему-то сверхъестественному, внушение каждому "приобщенному" мысли, что именно от него зависит успех всего предприятия, именно на него устремлен благожелательный, поддерживающий взгляд Старшего Брата Любимого Руководителя лидера. Ну, и обещания "лучшей жизни", разумеется лучшей жизни уже прямо сейчас, если только верить в то, что ты делаешь, вкладывать в это всю свою душу и работать не покладая рук.
Отсюда и все казавшиеся странными заявления о том, что, мол, Навальный "освободит политзаключенных", Навальный "посадит за решетку Путина", Навальный "ликвидирует жуликов и воров и наведет порядок в стране". Заявления, ни малейшего отношения к политике не имеющие, но совершенно непосредственно относящиеся к сфере эмоций и веры. Честно говоря, для меня венцом всей этой малопристойной пародии на религиозные чувства стала сцена между Прохановым и Навальным, в ходе которой "Проханов патетически присягнул Навальному как предтече грядущего Спасителя России"(с) Ну, и то, кто именно с восторгом описал эту сцену, добавило горечи, и заставило, наконец, посмотреть на эту проблему в упор.
А в упор мы видим вот это:
Какое-то почти запредельное слияние формы с содержанием. Я думала, что подобное пасторское одеяние нынче можно увидеть только в британских сериалах об эдвардианских временах. Ан нет. И, что характерно, в таком неординарном прикиде г-н Навальный, видимо, себе нравится.
Если бы не надпись про избирательный участок за спиной, то прямо — пастор и его семья открывают благотворительный базар в пользу...скажем, починки церковной крыши. На строительстве всегда легко деньги навариваются....
Словом, в процессе "кампании по выборам московского мэра" г-н Навальный окончательно и весьма успешно (возможно, даже по капле) выдавил из себя политика. Его нынешний жанр — проповедь и морализаторство. То, что при этом он допускает откровенную ложь ("за нас проголосовала треть москвичей"(с) — это ложь заведомая и непростительная) — никак не мешает его новому амплуа. Скорее, наоборот. Именно проповедники такого толка — истеричные, нервные, с претензией на харизму и с высочайшими требованиями к морали и нравственности окружающих — чаще всего становятся центрами скандалов о растрате церковных средств, вызовах проституток или чего-то в этом роде. Это, так сказать, comes with the territory, так что тут все вполне в русле традиции. Интереснее другое: раз уж он отыграл свою роль в только что прошедшей спецоперации, и отыграл ее в полном объеме, отрапортовав не далее, как вчера о срочном прекращении деятельности КС, то, значит, какая-то роль для него у нынешней власти заготовлена?
Господин Навальный кончен как политик, но вполне сложился и оправдал себя как проповедник, способный обличать (и громогласно обличать!) всякую неправедность (коррупцию) и лиц, уличенных в греховном поведении (жуликов и воров). Функция весьма полезная, ибо всякой власти необходима иллюзия внутреннего движения, прогресса, самоочищения, словом — деятельности. И совершенно не обязательно вся властная обслуга должна писать в ее адрес исключительно панегирики: эта глупость ушла вместе с товарищем Черненко и ЦК КПСС. Нет, нынешняя власть нуждается в привилигерованных талантливых шутах, которые будут говорить острые, может, даже и неприятные, колючие вещи, но между тем скажут и то, что необходимо знать публике именно в той форме, в какой это наилучшим способом будет воспринято. Вот, например, именно в такой должности подвизается блестящий публицист г-н Белковский, долго уверявший нас в том, что Березовский покончил с собой, а ВВП плохо помнит, как его зовут. А в остальном — массу умных вещей говорит Станислав Александрович, ничего не скажешь. Или вот г-н Жириновский, унаследованный нынешним режимом от прежнего. Сейчас у него другое амплуа: "системная оппозиция" — якобы серьезный политик с собственной партией, но через которого, тем не менее, всегда можно "слить" предварительный компромат, который потом проверят и подтвердят другие...
Судя по всему, г-ну Навальному определена должность придворного проповедника-обличителя, с подачи которого будут убираться некоторые нашкодившие чиновники (на страх другим!), будут — с его благословения — проводиться "зачистки понаехавших", будут если потребуется — мобилизоваться члены его секты (это слово уже можно не брать в кавычки) для устройства провокаций, и эта готовность была продемонстрирована на митинге 9-го сентября. Иначе к чему было поминать необходимость жечь файеры и переворачивать машины?!
Включившись в спецоперацию по "выборам мэра" и ликвидации протестного движения г-н Навальный встал на дорожку, которая могла привести его только в одну сторону: на осознанную службу властным структурам. Если какие-то сомнения в направлении его движения еще могли быть в начале, весной, сейчас они совершенно исчезли. Ну что ж, кому-то же требуется духовно окормлять власть имущих и ее же предержащих. РПЦ с этой задачей явно не справляется. Вот и будет у нас новое шоу: телеевангелист Алексей Навальный, по заданию Кремля громящий пороки и призывающий к добродетели. Главным образом — не воровать. Возможно, зная, что за ним стоят очень серьезные силы, а не какие-нибудь там мягкотелые архангелы, кто-то и обратится.
Очень возможно, недалек тот день, когда москвичи (а постепенно, может, и все россияне) увидят в Сети баннерные объявления: "Вы утратили веру? Чувствуете себя одиноким? Не видите смысла в своей жизни? Ничто не приносит радости? Придите к нам, и знайте: НАВАЛЬНЫЙ ЛЮБИТ ВАС! С ним ВСЕ ВОЗМОЖНО! НАВАЛЬНЫЙ есть вера, надежда и любовь!"
Вполне допустаю, что обращение в "свидетели Навального" поможет кому-то излечиться от алкоголизма, ишиаса или найти спутника жизни. Самовнушение — великая вещь и действительно способно творить чудеса. Но к политике это не имеет ни малейшего отношения.
А чтобы мои читатели заранее могли себе представить, в каком жанре все это может происходить, предлагаю небольшой отрывок из самых настоящих, кондовых телеевангелистов, рассуждающих о Конце Света (должна отметить, что Навальному еще расти и расти до этой благостной интонации. Ну ничего, дорастет со временем)
P.S. Если кто не заметил, то кампания обличения порока уже началась и идет полным ходом. В данный момент обличается лень, инертность, безразличие и прочие грехи москвичей, так и не пришедших проголосовать "за Навального". Идея о том, что пришедший мог, в принципе, проголосовать за кого угодно из доступных кандидатов — да хоть за Митрохина! Да хоть за — не к ночи будь помянут — Собянина! — почему-то в расчет не принимается. То, что 70 процентов москвичей отказалось участвовать в спецоперации (кто-то сознательно, кто-то полусознательно, кто-то — потому что он вообще никогда не ходил на выборы и не собирается вот сейчас начинать) воспринимается как некая каинова печать. Г-жа Латынина уже высказалась по этому поводу (а по какому поводу она НЕ высказалась?!), да и многие другие апостолы новой секты не преминули заклеймить сей грех.
Так что виноваты, в результате, оказались избиратели. Какая им будет прописана епитимья - увидим в ближайшем будущем. Но — чует мое сердце — епитимья будет.
i] "Скажи, придет ли времечко
(Приди, приди, желанное!)"(с)
Когда можно будет расслабиться и писать посты не о г-не Н. и его причудах, а о философских глубинах "Винни-Пуха" (сравнительный анализ оригинала и перевода Заходера). Вот мечта-то!
! Орфография и стилистика автора сохранены