Главным событием минувшей недели стало практически полное отсутствие ажиотажа и интернет-дискуссий по поводу предстоящих московских выборов между "лоялистами" и "оппозиционерами". Не говоря уж о "сетевых войнах", искривших и гремевших еще пару лет назад из-за "Маршей несогласных", "предателя Касьянова", "фашиста Лимонова", "национального лидера" и его "наследника медвежонка". А ведь, казалось бы, голосовать в этот раз будут не жители регионов с "особой электоральной культурой", а продвинутые и критически настроенные по отношению к власти столичные жители. Да и на таком уровне депутатство – не хлебная синекура. Это каждодневная работа на "земле", тяжелая и нервная. Каждодневные бои вокруг заборов уплотнительной застройки и дебаты с обиженными пенсионерами, которые в гневе нередко размахивают не только кулаками, но и клюками.

Представителям власти, по логике, было бы выгодно разделять ответственность за происходящее с оппозиционерами! Мол, хотели власти? Ну так поработайте как тот же Никита Белых! Покажите, на что способны в условиях, когда и полномочия, и ресурсы все равно у Центра и мэра да их "вертикалей". Но нет, даже сюда теперь не подступиться – институт выборов окончательно окаменел. Исчезло самое главное – интрига, ведь сняты не только представители "Солидарности", но и кандидаты вполне умеренного "Правого дела", харизматичная Галина Хованская из "Справедливой России".

В результате даже к банальной посиделке блогеров в кафе на встрече политолога Александра Морозова с участием Глеба Павловского и Марины Литвинович у пользователей ЖЖ было куда больше интереса, чем к будущим московским депутатам!

Лишь история с Хованской немного взбудоражила блогеров. И то потому, что сняли ее с выборов не зловредные циковцы или единороссы, а, казалось бы, вполне демократические "яблочники".

"В электоральном плане это не может нарастить "Яблоку" проценты. И мне, конечно, не хочется верить, что Митрохин затеял это только потому, что "лужковцы" пообещали, что "пропустят" Яблоко в Мосгордуму (т.е. не станут "резать яблочные проценты" в пользу другой какой-то партии)..." – пишет Александр Морозов.

"Таким образом, партия "маленьких, но очень важных дел" уберегла москвичей от страшной угрозы, – считает лидер молодежного движения "Смена" Станислав Яковлев. – Очевидно, что Сергей Митрохин совершил подлость… Претензии, которые "Яблоко" выдвинуло Хованской, смехотворны для каждого здравомыслящего человека. Особое внимание следует обратить на улики, якобы доказывающие, что Галина Петровна "подкупала избирателей" – дарила им собственные книги и оказывала бесплатную юридическую помощь. В качестве улик представлены какие-то "оперативные съемки", чуть ли не агентурная работа".

Яковлев критикует Митрохина за то, что своими действиями тот лишает "Яблоко" самого ценного, что у партии было – репутации.

"Яблочники", это правда, что партия подала иск о снятии с выборов Хованской? – не верит своим ушам и глазам сценарист Олег Козырев. – Если так, я скажу тем в московском "Яблоке", кто еще живой: "Вы понимаете, что голосованием ЗА снятие независимых кандидатов и этим иском становитесь партией-киллером?" В комментах сообщают, что еще и юрист единороссовский иск яблочный обслуживает. Это тоже так? Запредел какой-то". "РЕБЯТА, ХВАТИТ, – пишет член бюро движения "Солидарность" Владимир Милов. – Вот меня тут спрашивают: будем ли мы отвечать на наезды со стороны Сергея Митрохина на меня лично, на его же… выпады в адрес Немцова в программе у Караулова, на фразы "Солидарность – кремлевский проект"? На обращение Максима Резника, призвавшего все-таки поддержать "Яблоко" на выборах в МГД. Мы слишком долго терпели. Эти господа перешли все мыслимые границы допустимого для демократических политиков…"

В знак протеста против произошедшего "те, кто еще живой", высказывали недовольство в активной форме. "Слагаю с себя полномочия заместителя Митрохина по московскому отделению и выхожу из списка кандидатов в депутаты. Заявление в МГИК отвезу завтра", – пишет кандидат от "Яблока" Семен Бурд. И продолжает: "Мосгорсуд снял Хованскую с выборов. В этом предложении ключевое слово – Мосгорсуд. Из него выгнали Кудешкину, мэр Москвы в этом суде почти всегда побеждает, там оставили в силе приговор по делу Ивана Большакова. Мосгорсуд никогда не встает на защиту независимых кандидатов. У Вас еще остаются сомнения в истинном авторе этого заявления "Яблока"? У меня таких сомнений нет". При этом Бурд все же

призывает проголосовать за "Яблоко" ради порядочных людей в списке: Бунимовича, Катаева, Яблокова, Бабушкина и других.

Вот, как говорится, вся предвыборная интрига.

Впрочем, выборная тема действительно осталась в тени других событий недели. 7 октября – очередная, уже третья, годовщина со дня злодейского убийства Анны Политковской. На Чистых прудах прошел траурный митинг, посвященный ее памяти, на который пришло как никогда много народу: маленькая площадь не вмещала собравшихся, люди стояли рядами фактически до самого павильона метро. В их числе были замечены и представители творческой интеллигенции: не только, к примеру, актриса Лия Ахеджакова, давний и активный сторонник демократического движения, но и люди, ранее считавшиеся аполитичными, например, Дмитрий Харатьян. На митинге выступал и журналист-правозащитник Александр Подрабинек, скандал вокруг статьи которого не утихает, а лишь набирает новые обороты уже третью неделю.

Активисты "Молодой гвардии "Единой России" уже поспешили распространить утку о том, что Подрабинек якобы бежал за границу по паспорту Шендеровича. К слову, обратите внимание на полууголовный сленг подрастающей смены правящей партии страны:

"Скрывающийся от мнимых угроз и требований извиниться перед ветеранами подонок обнаружился на пляже турецкого отеля в компании защитника гомосятины и с косяком травы".

Вам еще не страшно за нашу будущую страну, которую уже не "русофобствующая" Новодворская, а "красно-коричневый" патриотический зубр Александр Проханов все чаще именует "криминальным, пиратским королевством"?

"Уже очевидно, что "Презрение потомков" получит сам Подрабинек, если, конечно, о нем кто-нибудь вообще вспомнит, – пишет пресс-секретарь "Наших" Кристина Потупчик. – Все, кто поднял крик в защиту Подрабинека, вовсе не Подрабинека защищали. Они защищали свою систему координат, в рамках которой всегда могут оставаться безнаказанными. Все, кто пишут г…вно про нашу страну, критикуют власть, оскорбляют наших ветеранов, переписывают нашу историю в угоду западным грантодателям, привыкли, что на свои слова они получат только словесную реакцию, ну максимум судебный иск, а потом смогут продолжить писать ложь. Вот они и кричат уже вторую неделю, что, мол, пикеты незаконны, Подрабинека травят, преследуют, якобы угрожают ему и призывают за слово карать словом. На самом деле они просто ж..ы свои спасают. Они боятся, что завтра этот пикет будет под их окнами. Ловко использовав больного придурка, попытались обезопасить себя, продлить свою безнаказанную деятельность. Я вам хочу сказать, дорогие Максимовские, Муратовы, Кононенки и Венедиктовы, ваше время прошло. И это вам только кажется, что вам все сойдет с рук".

Фотоблогер Рустем Адагамов отмечает, что, перенеся акции в плоскость травли конкретных представителей интеллигенции и облачив их в форму пикетов у дверей квартир, активисты "Наших" становятся все более похожими на хунвейбинов председателя Мао, кончивших, как известно, плохо: "Сила хорошей репортажной фотографии состоит часто еще и в том, что она, по прошествии многих лет, в какой-то момент может стать очень злободневной. 17 января 1967 г. фотограф Ли Чжэньшэн сфотографировал в Харбине группу хунвейбинов, которые устроили самосуд над двумя преподавателями Индустриального университета. Хунвейбины подвергали "критике" (то есть унижениям и физическому насилию, как правило, публичным)… "облеченных властью и идущих по капиталистическому пути", "черных ревизионистов", "противников председателя Мао", профессоров и интеллигентов; уничтожали культурные ценности, осуществляли массовую критику с помощью дацзыбао. Хунвейбины могли остановить на улице любого человека и потребовать предъявить цитатник Мао или привести на память какое-либо изречение оттуда. К 1969 году были в основном переселены в сельские районы Китая в ходе кампании "Ввысь в горы, вниз в села". После смерти Мао многие лидеры хунвейбинов были привлечены к уголовной ответственности. Поколение недоучившихся студентов-хунвейбинов до сих пор называют в Китае потерянным.

"Единая Россия" будет просить Медведева уволить Памфилову за заступничество за Подрабинека, –

пишет заместитель главного редактора сетевой газеты "Взгляд" Дмитрий Бавырин, – точнее, за наезд на "Наших". Таким образом, кого-то будут сливать. Либо Памфилову. Либо "ЕР" и "Наших". В обоих случаях заодно сливается сам Медведев. А начиналось все, напомню, с шашлычной".

Дело зашло действительно настолько далеко и стало настолько некрасивым, что начало вызывать интерес не только российской, но и мировой общественности, могло помешать и "перезагрузке" отношений с Западом, и получению столь важных в кризис кредитов да инвестиций. Поэтому де-факто говорить "стоп" пришлось уже не только Медведеву устами своего пресс-секретаря Натальи Тимаковой, но и лично самому Путину: "Идеологи движения "Наши" не всегда действуют разумно. Любая реакция хороша в меру".

Только не утрачена ли она, эта мера, уже давным-давно?

Сергей Петрунин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter