Как передает корреспондент Собкор®ru, мероприятие было организовано движением "Против захвата озер", Санкт-Петербургским отделением "Гринпис" и Центром экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей (ЭКОМ).
На сегодняшний день масштабы проблемы таковы, что наиболее популярные среди населения региона озера уже практически полностью закрыты для доступа. В разных случаях индивидуальное жилищное строительство с перекрытием доступа к воде распространяется на 30 — 70 процентов береговой линии того или иного водоема. Больше всего от водозахвата страдают ближайшие к Петербургу озера.
Наряду с фактической "приватизацией" загородных водоемов под застройку побережья коттеджами остро стоит проблема с промышленными водозахватами. "Вы можете пойти на речку Охта и обнаружить, что там на расстоянии 10-15 километров существуют промышленные зоны, и человек в принципе не может попасть на берег и посмотреть, что там происходит. Там огромное количество труб, которые выбрасывают в реку всякую гадость. Нужно понимать, что забор уходящий в воду это однозначное нарушение закона. При этом законодательство предусматривает механизмы борьбы с водозахватами. Но государственные органы часто со своей работой не справляются", - заявил руководитель петербургского "Гринписа" Дмитрий Артамонов.
По мнению экологов, местные власти, правоохранительные и надзорные органы бездействуют, ограничиваясь мелкими штрафами и предупреждениями. В этих условиях владельцы участков на берегу водоемов чувствуют свою полную безнаказанность. Несмотря на четкие определения законов, они закрывают доступ к воде. Любые попытки проникновения на "частную" береговую линию, в том числе и журналистов, жестко пресекаются. Хозяева участков угрожают всем посторонним, приближающимся к их территории, физической расправой. Игнорируется 6-я статья Водного кодекса России, согласно которой каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования. Ширина береговой полосы у таких объектов должна быть не меньше 20 метров. Однако нередко заборы и дома располагаются непосредственно у воды.
Активисты движения "Против захвата озер" совместно с организацией "Зеленая Волна" при поддержке других экологических организаций провели мониторинг водоемов Петербурга и области, выявив наиболее вопиющие случаи водозахвата. По итогам мониторинга был составлен перечень "горячих точек". Кроме того, были подготовлены письма в высшие органы власти России и органы власти Петербурга и Ленинградской области с требованиями разобраться в ситуации. Особенно неблагоприятная обстановка на Карельском перешейке. Здесь "приватизировано" более сотни водоемов. Среди них - разлив реки Рощинка (Рощино), озера Раздолинское (Колосково), Медное (Медный завод), Лемболовское (Васкелово), Большое Барково (Орехово), Подгорное, Комсомольское, Красногвардейское, Суходольское, Лебяжье, Нахимовское, Мичуринское, Черняховское, Красавица, Большое Симагинское, Уловное, Раздолинское, Суходольское, Кавголовское, Круглое.
Все больше коттеджных "островков" появляется на озерно-речной системе Вуокса, в окрестностях районного центра Приозерска, поселков Ромашки, Колокольцево, Лосево, Барышева. Отныне к берегу озера Хеппо-Ярви не пройти по улице с символичным названием Туристская. Свободный проход остался только на карте.
Остров Подпорожский на Вуоксе (близ поселка Гремучий Шлюз) превращен в поместье лесопромышленника Дамира Шадаева, бывшего члена Совета Федерации. Здесь не только не позволят высадиться, но и воспрепятствуют попытке проплыть между ним и берегом.
"Проблема очень серьезная, мы теряем озера одно за другим. Захватчики не только незаконно захватывают озера, но и прилегающие к ним улицы. А государственные органы практически ничего не предпринимают", - посетовала Ирина Адрианова, представитель движения "Против захвата озер".
Напомним, 3 июля, во время съемок сюжета о перекрытии береговой линии озера Нахимовское элитными коттеджами, журналист телеканала "СТО" Вероника Дегтярева и участвовавшая в съемках Ирина Андрианова были насильно задержаны охранниками одного из поместий.