В последнее время мы стали свидетелями лавины громких и противоречивых высказываний о российском государстве.
Стороны поменялись ролями: российские лидеры проявляют аномальную откровенность, а несколько видных западных политиков и экспертов не скупятся на незаслуженные похвалы.
У российского президента Дмитрия Медведева на прошлой неделе хватило храбрости заявить, что для "группы восьми" ведущих стран мира демократия – вопрос незначительный. Печально наблюдать, что некоторые европейские лидеры, по-видимому, разделяют его мнение. Медведев также случайно сказал правду, когда заявил: хотя политическая конкуренция может быть положительным явлением, это должна быть правильно построенная конкуренция – такой фразой гордился бы Джордж Оруэлл. (На официальном сайте президента РФ: "Для обеспечения конкурентоспособности нашей страны в глобальном масштабе мы должны использовать и политическую конкуренцию. Но она должна быть разумной". – Прим. ред.)
Несмотря на широкое признание того, что президентские выборы, состоявшиеся в нашей стране в марте, не были ни свободными, ни справедливыми, генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис недавно выразил свое восхищение премьер-министром Владимиром Путиным и президентом Медведевым. Упоминания "роста" и "прогресса" в высказываниях Дэвиса однозначно свидетельствуют, что в глазах Совета Европы важность свободы и демократии в России обратно пропорциональна ценам на нефть и газ. Подобное поведение добавляет легитимности фиктивным выборам и диктаторскому режиму, который их проводит.
Роберту Мугабе очень не повезло, что Зимбабве не имеет излишков нефти и природного газа. А поскольку их нет, победа Мугабе на выборах осуждается как сфальсифицированная и различные государства мира призывают отстранить его от власти. На саммите G8, состоявшемся на этой неделе, президент США Джордж Буш осудил Мугабе, сидя рядом с Медведевым, властные полномочия которого столь же фальшивы. Методы российских спецслужб тоньше, чем мачете, но демократия у нас не более подлинная, чем в Зимбабве. По-видимому, Европа тешит себя фантазией, будто нефтяные прибыли и бутики известных дизайнеров станут волшебной палочкой, по мановению которой Россия превратится в настоящую демократию. Богатства, нажитые на нефти, для прав человека почти всегда становятся не благословением, а проклятием. Louis Vuitton и Cartier не выполнят задачу, от которой отреклись так называемые лидеры свободного мира.
В своей недавней статье Генри Киссинджер попросил Соединенные Штаты "позволить Москве спокойно заниматься" тем, чем она занимается. Позволить создавать новое сословие политических заключенных, грабить страну, запугивать наших соседей? Такие ли действия обрушили Берлинскую стену и положили конец холодной войне? Или только в моем словаре нет разницы между словом "задабривание" и термином "сотрудничество" в том смысле, который в него вкладывает Киссинджер?
После восьми лет, в течение которых им позволяли спокойно действовать, Путин и его команда хорошо натренированных олигархов смонтировали эффективную машину, перемещающую богатства из всех уголков России в частные руки. Хотя я верю и надеюсь, что российский народ способен постоять за свои права, нашему делу ничуть не способствует тот факт, что Запад выдает путинскому режиму удостоверение о его демократичности или ведет себя так, словно демократия, выражаясь словами Медведева, – вопрос незначительный.
Вместо того чтобы слушать тех, кто жаждет остаться в милости у Кремля, послушайте российских лидеров после восьми лет тотального контроля со стороны Путина – периода, за который цены на нефть выросли на 700%. Они высказываются с искренностью, которую дает безнаказанность. Медведев сказал, что главные проблемы, стоящие перед Россией, – это эндемическая коррупция и дисфункциональная юридически-правовая система. Всего несколько дней тому назад министр финансов Алексей Кудрин поделился мыслью, что резкий рост экономики Центральной России повлечет за собой коллапс железнодорожной и транспортной инфраструктуры. Эти заявления звучат не из уст оппозиционеров-"экстремистов" вроде меня. ("Экстремист" – это стандартный, проверенный ярлык, который навешивается на любого, кто не согласен с режимом.)
Достаточно лишь мельком взглянуть на заголовки газет, чтобы отделить западные фантазии от российской реальности. Музыкант Савва Терентьев из Сыктывкара, города в 1500 км к северу от Москвы, только что был осужден на один год тюремного заключения условно за саркастическое высказывание в блоге, в котором содержалась критика местной милиции. Матрица российских спецслужб наступает на виртуальный мир.
Или обратите внимание на эту заметку о нашем хваленом новом среднем классе. По данным опроса EU-Russia Centre, 50% самых высокообразованных и состоятельных граждан России эмигрировали бы, если бы имели такую возможность. Чаще всего они ссылаются на такие причины, как нестабильность и угроза со стороны правоохранительных органов. Около 83% сказали, что не считают себя способными повлиять на направление политического развития страны. По-видимому, я не единственный, кому бы понравилось жить в России, о которой с такой нежностью говорят Дэвис и Киссинджер. Жаль только, что этой России не существует.
Текст статьи опубликован в газете The Financial Times (перевод на сайте www.inopressa.ru)
Вы можете оставить свои комментарии здесь