Накануне губернатор Петербурга Валентина Матвиенко по просьбе местных анестезиологов обратилась к Минздравсоцразвития с просьбой разобраться в ситуации с обеспечением города лекарствами. Главный анестезиолог Москвы Евгений Евдокимов месяц назад написал письмо с изложением критической ситуации и просьбой о содействии вице-президенту Всероссийской федерации анестезиологов и реаниматологов академику Армену Бунятяну.
Бунатян, в свою очередь, "обзвонил все инстанции, обил все пороги", "но никакого эффекта" не добился. "Ни Росздравнадзор, ни Росздрав не могут решить проблему. Препаратов этих у дистрибьюторов нет, а потребности в них огромны", — рассказал Бунатян в интервью изданию.
Речь идет об узкой группе лекарств: атропине, адреналине, норадреналине, допамине, добутамине, эфедрине и их аналогах. Без атропина, например, во время операции у пациента может остановиться сердце, а адреналин применяется как дополнение к основному анестетику (буливакаину или прилокаину) для пролонгации эффекта основного препарата.
Стоит отметить, что исчезнувшие лекарства недороги, они входят в государственный список жизненно важных лекарственных средств и должны в обязательном порядке присутствовать в любой больнице или машине скорой помощи. Однако причины отсутствия их на российском рынке не в цене. Например, атропин производится на Украине, он перестал поставляться в Россию, как говорят на рынке, по политическим мотивам, а иностранные аналоги не зарегистрированы в России.
Пути выхода из кризиса видятся специалистам следующими: просить Росздрав срочно озаботиться проблемой, а Росздравнадзор обязать мониторить наличие этих лекарств в России и СНГ. В срочном порядке ускорить регистрацию импортных аналогов этой группы препаратов. Кроме того, должна быть проработана ситуация на фармацевтических рынках других государств и заключены договоры о поставках. Необходимо также продумать возможность резервного производства лекарств, для которых требуется госзаказ.