В начале года ярко высветились два основных направления в публичной деятельности российского оборонного ведомства.

С одной стороны наше военное руководство вновь выступило с недвусмысленными угрозами применения высокотехнологичного оружия. В роли "глашатая" в очередной раз оказался начальник Генштаба Юрий Балуевский. Он предупредил наших партнеров о том, что Россия оставляет за собой право превентивного (читай – первого) ядерного удара в случае возникновения угрозы нашим национальным интересам или же интересам наших союзников.

Напомним, что немногим ранее, в конце минувшего года, тот же Балуевский пообещал перенацелить российские ракеты на объекты в европейских странах. Причем стартовать они будут, согласно заявлению Балуевского, в автономном режиме, ориентируясь на данные компьютера о пуске зенитных ракет с территории тех же европейских стран.

Одновременно ленты информационных агентств сообщили об успешном завершении учений российского флота в Атлантике. Впервые за многие годы крупное военно-морское соединение вышло в более чем двухмесячный автономный поход, который завершился боевыми стрельбами в океане. Особую пикантность акции придало участие в ней единственного российского авианосца, который, пожалуй, впервые за последние двадцать лет надолго покинул порт приписки.

К сказанному осталось только добавить, что в предстоящий День Победы на Красной площади решено провести большой военный парад с участием тяжелой техники. Военные поспешили сообщить, что в параде примут участие баллистические ракеты Тополь-М в мобильном исполнении. Для того, чтобы читатель осознал эпохальное значение предстоящего события, напомним, что в последний раз боевая техника проходила по брусчатке Красной площади на параде 1990 года, то есть аккурат семнадцать лет назад.

Однако впечатление от перечисленных бравурных реляций оказалось в значительной степени смазанным. Дотошные журналисты установили, что в своем грозном заявлении Балуевский всего-навсего вольно процитировал утвержденную в 2000 году военную доктрину России. Это очень хорошо знали на Западе и не могли испугаться просто по определению.

Тем более, что наши зарубежные партнеры сегодня отчетливо представляют реальные, а не воображаемые возможности России. Для этого достаточно обратиться к открытым источникам. Одновременно с Юрием Балуевским перед журналистами выступили руководители отечественного военно-космического комплекса. Генералы заявили о том, что наши космические войска находятся в плачевном состоянии. Спустя довольно короткое время они уже не смогут защищать нашу страну от угроз, исходящих из космоса. Двумя днями позднее первый вице-премьер Сергей Иванов в пух и прах разнес широко разрекламированную отечественную систему аэрокосмической навигации ГЛОНАСС, которая по замыслу создателей должна была полностью заменить на российском рынке знаменитую американскую систему GPS.

Наверное, нет нужды уточнять, что эта навигационная система должна была в значительной степени обслуживать нужды военного ведомства. Без точного наведения из космоса вся наша армада кораблей и подводных лодок представляет собой безобидное скопление плавающего железа. Даже при условии безукоризненного технического состояния этого железа. В последнем, кстати, тоже есть все основания серьезно сомневаться. Но мы, щадя самолюбие наших военных, на этот раз вынесем эту тему за скобки данного разговора.

Из сказанного можно сделать вывод, что новая череда угроз в адрес западных "союзников" вновь оказалась традиционной пропагандистской акцией. К сожалению, эта акция предназначена, в основном, для "внутреннего употребления". На российского обывателя грозные слова вполне могут произвести впечатление. Избиратели удовлетворенно отметят, что руководство не дремлет и всегда готово показать супостату "кузькину мать". Большего и не требуется.

Но в этом случае возникает вопрос – что же тогда является основой боевой мощи современной российской армии? На него также можно найти ответ, внимательно вчитавшись в строки официальных заявлений представителей оборонного ведомства. Главные составляющие нашей обороноспособности все те же. Это огромная численность личного состава, большая часть которого по-прежнему будет набираться на призывной основе, и традиционные дешевые виды обычных вооружений.

Показательной в этом плане стала развернувшаяся на неделе дискуссия, связанная с категорическим отказом России присоединиться к Оттавской конвенции 1997 года, запрещающей производство и применение противопехотных мин. Военные дружно выступили против запрета этого оружия.

Причем специалисты даже не скрывали причин, вынуждающих их придерживаться этой позиции. Они прямо сказали, что отказаться от использования мин могут только богатые и благополучные страны, например, та же Канада. Зато Индия и Израиль от противопехотных мин не отказались. Прежде всего, потому, что они, по утверждению экспертов, находятся в окружении враждебных государств и вынуждены защищать свою территорию от поползновений агрессоров.

Стало быть, в окружении врагов находится и Россия? Именно так! Правда, Китай, Иран или Афганистан таковыми, по мнению военных, видимо, не считаются. Во всяком случае, так можно было понять выступление в эфире радио "Эхо Москвы" видного специалиста по "минному делу", генерального директора компании АРЛИ-спецтехника Аркадия Лифшица. Из его слов следовало, что "недружественными странами" могут считаться страны бывшего Союза. Ну, а главными нашими врагами, против которых и будут устанавливаться пресловутые мины, являются, по убеждению Лифшица, "галдящие ребята в белых балахонах".

Ручаюсь, что цитата дословная. Мне трудно предположить, кого же имел в виду "минных дел мастер". Но сильно подозреваю, что речь идет не о террористах в целом, и не о ваххабитах в частности, а о наших ближайших соседях, чьи "цветные инициативы" не дают спокойно спать иным обитателям Кремля. Если так, то дело обстоит совсем скверно.

Не скрывают вояки и того, что мины являются очень дешевым оружием. Поэтому России ни в коем случае не следует отказываться от них. Как, впрочем, и от другого традиционного обычного вооружения.

Из сказанного следует элементарный вывод. Несуществующими ракетами и единственным авианосцем можно еще долго публично "угрожать" потенциальному противнику. Но основную надежду в случае реального конфликта военные, кажется, возлагают на проверенное временем обычное оружие. Наверное, считают, что оно будет надежнее каких-то там сомнительных высоких технологий.

Известна грустная шутка, согласно которой генералы всегда готовятся не к будущей, а к прошлой войне. Наши генералы соответствуют ей "на все сто". Похоже даже, что они готовятся не к прошлой, а к позапрошлой войне.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter