В заявлении говорится, что 16 апреля 2007 года вступило в законную силу постановление Басманного районного суда Москвы от 20 марта 2007 года, которым было признано незаконным и необоснованным постановление заместителя Генерального прокурора России Виктора Гриня об избрании местом проведения предварительного следствия по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева города Читы.
Шмидт отметил, что за это время произошли радикальные изменения в законодательстве, в результате которых Генеральная прокуратура лишилась права расследования уголовных дел. Адвокат Ходорковского также подчеркнул, что был создан Следственный комитет во главе с первым заместителем Генерального прокурора России Александром Бастрыкиным. Дело к своему производству принял новый следователь Александр Дрыманов.
Ранее уже Дрыманов своим постановлением отказал в удовлетворении ходатайства защитников Михаила Ходорковского о проведении всех процессуальных действий в Москве. Шмидт отметил, что "по степени цинизма и правового нигилизма постановление следователя Дрыманова не уступает аналогичным документам Каримова и Гриня".
"Несмотря на то, что "аргументы", которыми мотивировался выбор места проведения предварительного следствия, были жестко отвергнуты всеми судебными инстанциями, в постановлении снова говорится о какой-то "полноте и объективности" и необходимости "соблюдения процессуальных сроков", обеспечение которых почему-то возможно только в Чите", - заявил Юрий Шмидт.
"Доводы, положенные в основу решений судов Москвы даже не упоминаются, о постановлении Басманного районного суда говорится вскользь: дескать, такое постановление есть, но Генеральная прокуратура не намерена исполнять его и готовит очередное надзорное представление в судебную коллегию Верховного суда России. Александр Дрыманов "забывает", что подача надзорного представления не приостанавливает исполнения вступившего в законную силу решения суда", - добавил Шмидт.
Адвокат Ходорковского заключил, что, "не испытывая никаких иллюзий относительно того, что передача дела в Москву гарантирует справедливое судебное разбирательство, защита использовала все формы процессуальной борьбы с нарушением прав наших клиентов. Каримову и Гриню был заявлен отвод, Генеральному прокурору было направлено требование о возбуждении против них уголовного дела по ст. 315 УК РФ "за умышленное и злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда",- заключил Юрий Шмидт.