Несмотря на холодный моросящий дождь у администрации собралось около 100 человек, каждый десятый из жильцов общежитий. Пикетчики развернули плакаты и молча стояли перед знанием администрации. Вскоре подъехали не менее двадцати сотрудников милиции. Стоявшая во всю площадь масса людей сбилась в плотную толпу. Многие пикетчики готовились к разгону. Жители вооружились различной записывающей техникой. Сотрудники органов правопорядка, однако, никакой враждебности протестующим не выражали и просто стояли между пикетом и администрацией. Первые лица города к протестующим не вышли. Отстояв два часа, пикетчики разошлись, но уже вечером актив собрался для обсуждения плана дальнейший действий. Люди не намерены прекращать борьбы за свои права и свои комнатки.
Ситуация началась весной 2004 года, когда на завершающем этапе банкротства ОАО "Тобольский нефтехимический комбинат" была совершена продажа двух находящихся в Тобольске общежитий - №1 и №47. Два девятиэтажных здания общей площадью около 10 тысяч кв.м, в которых на момент продажи жили люди, в том числе и по ордерам, выданным городской администрацией, были проданы. Жители узнали о продаже только через несколько месяцев и пытались отменить ее, но выиграть судебный процесс им не удалось. Вскоре здания общежитий были перепроданы ООО "ТобольскСпецСтрой".
Сейчас ситуация резко обострилась. Собственник общежитий предложил жильцам заключить договоры коммерческого найма. В тексте предложенного предварительного договора, который должен был действовать с 1 августа по 1 сентября, значится: "Наниматель обязуется с 01 сентября заключить с Наймодателем договор коммерческого найма, либо по истечении установленного срока освободить жилое помещение". Людей, отказавшихся подписывать предварительный договор, перестали пускать в общежития. Есть информация, что в здание не пускали и детей, в связи с чем родители обратились с жалобой в прокуратуру. Вечером, когда жильцы возвращались домой с работы, ситуация обострялась до предела. Охрана им объявила, что они смогут пройти домой только после подписания договора. Дошло до рукопашного боя.
Возмущенные жильцы общежитий говорят о том, если они не подпишут договор коммерческого найма, их выселят в течение одного календарного дня без предоставления жилья. Жильцы заявляют: раз была совершена сделка по продаже без их уведомления, а мэрия согласовала эту сделку, значит, им должны предоставить равноценное муниципальное жилье, потому что по коммерческому найму оплата за комнату составит около шести тысяч в месяц. В местах общего пользования в общежитиях появились объявления, что из – за "отсутствия заключенных договоров проживающих с ООО "ТобольскСпецСтрой" лифт будет остановлен". По словам жителей общежития, администрация их уведомила о том, что если договоры не будут подписаны, в общежитии отключат воду и свет, заварят мусоопроводы и не включат отопление, когда начнутся холода.
Жители общежитий пришли в администрацию города, но их общение с чиновниками ситуацию не нормализовало. Состоялось собрание жителей, на котором присутствовали чиновники мэрии и представитель собственника. Жители начали рассылку обращений и жалоб в различные органы власти, в том числе председателю городской думы, исполняющему обязанности главы администрации Тобольска, прокурору города, губернатору. Параллельно была начата подготовка уличной акции протеста.
6 августа в приемную и.о. мэра Ивана Оленберга было подано уведомление о проведении жителями 10 августа акции протеста. На следующий день 7 апреля Оленберг пригласил активистов на встречу. Сразу после нее жители сообщили, что проведение уличной акции протеста им не разрешили. Активисты получили письменный отказ в проведении пикета. После этого коммунисты помогли составить новое уведомление, которое было в тот же день подано в администрацию. По городу были расклеены объявления призывающие жителей на пикет. Объявления заканчивались словами: "Сегодня это наша беда, завтра беспредел коснется и Вас. Народ, объединяйся!" С этого момента главной интригой в городе стало проведение пикета. А главным вопросом, разгонят его или нет.
Накануне пикета к одной из активисток пришли двое мужчин, которые, представившись сотрудниками милиции, сказали, что "пришли предупредить активную группу о том, что если будете и дальше продолжать собирать пикет, вас накажут, вас оштрафуют, вас закроют". 9 августа в местах общего пользования в общежитиях обнаружились наклеенные на стены "предостережения" об ответственности за участие в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях. Но пикет состоялся.
Между тем в общежитиях проживает около 800 человек, в основном, семьи с детьми. Многие имеют ордера и живут в общежитиях более десяти лет. Согласно законодательству о банкротстве, продажа общежитий могла быть совершена только после того, как мэрия отказалась принять их в муниципальную собственность.