Решение о продлении госпитализации принято на основании части 3 статьи 29 закона о психиатрии (состояние пациента может ухудшиться, если не будет оказано должного лечения в стенах больницы). Ранее решение о госпитализации женщины было принято по части 1 той же статьи. (Опасна для себя и окружающих).
Адвокат Ларисы Арап Дмитрий Бартеньев и эксперты комиссии, которая была прислана уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным, заявили, что они не согласны с решением, так как суд не обратил внимания на то, что в законе о психиатрии немаловажную роль играет добровольное согласие. Адвокат выразил тревогу в связи с тем, что состояние Арап может ухудшиться, так как она не согласна с пребыванием в больницы и лечение проводится без ее согласия. Принудительное решение о госпитализации – травмирующий факт для пациента.
На суде от комиссии экспертов выступал Владимир Прокудин, заведующий отделом психиатрии в московской городской клинической больнице № 36. Он заявил, что основания для госпитализации Ларисы Арап были тенденциозны, а оценка врачей – субъективна. Прокудин сказал, что она исключена из социума и ее надо немедленно освободить. На судебном процессе он заявил, что специалисты из экспертной комиссии определили лекарства и их дозу, которую пациентка может принимать, проходя амбулаторное лечение. Одна из причин, по которой Лариса Арап не должна оставаться в больнице – напряженные отношения между медицинским персоналом и пациенткой.
Президент Независимой психиатрической ассоциации Юрий Савенко, который возглавляет экспертную комиссию, в интервью журналистам сказал: "Скорее всего, Ларису скоро отпустят. Просто в данном случае руководство больницы защищает честь мундира администрации области". В общем эксперты согласны с тем, что Ларисе Арап требуется лечение. Однако без принудительной госпитализации можно было обойтись. По мнению экспертов, вследствии переживаний от принудительного лечения у Арап развился сильный невроз. Для восстановления здоровья Арап хватило бы три-четыре дня лечения в домашних условиях. Она выглядела очень измождено, очень похудела. Наилучшим для Ларисы в ее состоянии было бы оказаться в кругу семьи, дома. Савенко отметил, что на момент госпитализации женщина не представляла никакой опасности для окружающих. Он убежден в том, что Арап содержится в больнице по инициативе местных властей, которые таким образом мстят ей за статью "Дурдом". Председатель экспертной комиссии пообещал, что будет поддерживать постоянную связь с Ларисой Арап и постарается ей помочь любыми способами.
В свою мурманские врачи на заседании утверждали, что скорее всего Лариса Арап откажется от добровольного принятия лекарств, если даст согласие на амбулаторное лечение. Состояние пациентки ухудшится.
Суд не прислушался к мнению экспертов и предпочел занять позицию администрации больницы.
Мурманские журналисты на суд не приехали. Позже они заявили, что их дезинформировали для того, чтобы не допустить на встречу с комиссией в психиатрической больнице в Апатитах.
Лариса Арап была принудительно госпитализирована 5 июля, вскоре после того, как дала интервью о карательной психиатрии, озаглавленное "Дурдом", вышедшее мурманском выпуске газеты ОГФ "Марш несогласных".