Представители корпорации похвалились тем, что сегодня МиГи стоят на вооружении 29 стран, а если учитывать и прежние модели – то пятидесяти шести. Во всем мире насчитывается 6300 находящихся в строю самолетов этой марки. Сегодня представители корпорации делают ставку не только на продажу боевой техники, но и на организацию на местах гарантийного обслуживания в режиме авторского надзора. Предмет особой гордости в корпорации – начавшаяся работа по модернизации выпущенных ранее МиГов под стандарты НАТО. Такая работа, по словам конструкторов, уже почти завершена в Словакии и вскоре будет начата в Польше, Болгарии и Венгрии. За последний год поступили заказы на поставку новых самолетов в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Всего до 2020 года корпорация рассчитывает поставить за рубеж 350 самолетов на общую сумму в 10-12 миллиардов долларов.
Но одновременно в печати появились выступления других ведущих специалистов в области авиастроения, которые оценивали итоги завершившегося салона далеко не так однозначно. Ведь если другие ведущие авиационные державы представили на салоне новые разработки, наши конструкторы и менеджеры пытались "раскрутить" модернизированный вариант откровенно старой машины. Усилия увенчались успехом лишь частично. Истребитель не вызвал ожидаемого интереса. Более того – единственный показательный полет получился неудачным, и пилот из-за неполадок вынужден был посадить машину раньше положенного срока. Правда, об этом не сообщил ни один государственный телеканал. Но посетители салона и потенциальные покупатели видели этот конфуз своими глазами, и интерес к машине окончательно иссяк.
Но дело даже не в этом. Допустим, что досадная неудача оказалась действительно случайной. Однако у проблемы есть и другая сторона. Один из членов российской делегации, председатель правления "Русского страхового центра" Дмитрий Извеков, недавно прямо сказал, что ситуация в отечественном авиапроме очень сложная. Салон, по его мнению, убедительно показал, что технологическое отставание России от стран Запада продолжает увеличиваться. Возможности модернизированного МиГ-29 действительно высоки. Но его демонстрация на салоне не "вылилась" в конкретные заказы на эту машину, о чем, кстати, тоже скромно умолчали наши производители.
Дмитрий Извеков называет вполне конкретную причину нашей неудачи. Миг-29 не "поставлен на конвейер". Самолет не вписан, как говорят на Западе, "в систему". По убеждению Извекова, экономика страны не может зависеть от машины, пусть и красивой, но существующей в единичных экземплярах. Даже если предположить, что наш МиГ превосходит по своим параметрам аналогичные зарубежные модели, конкуренцию им он составить все равно не может. Поскольку "их" самолеты с "худшими" характеристиками выпускаются промышленными партиями. По сложившейся за рубежом практике удачная модель немедленно ставится "на поток". Поскольку ее уже "поджимает" другая, еще более совершенная.
Вот в этом-то направлении, как считает Дмитрий Извеков, нам необходимо перестраивать свою экономику. То есть, перестать без конца "навешивать" дополнительное оборудование на старые машины, а ставить на конвейер новые образцы. Мешает этому только одно – экспортная направленность российской оборонки. Причем ориентирован этот экспорт преимущественно на страны третьего мира. Нашим производителям проще и выгоднее выдать в ту же "Северную Африку" или на "Ближний Восток" партию старых машин, чем доводить до ума одну новую. Но в этом случае отставание от развитых держав будет только увеличиваться.
Наши конструкторы действительно способны создавать поистине уникальные образцы. Но при существующей системе место им находится в лучшем случае в музее. Как стал музейным экспонатом привезенный на днях в Москву "каспийский монстр" – экраноплан "Орленок". Ничего подобного творению талантливого инженера Ростислава Алексеева в мире нет до сих пор. Теперь не будет и у нас – единственная в своем роде машина стала на вечную стоянку в Северном Тушине, превратившись в экспонат Музея истории Военно-Морского Флота России. Глядишь, если клепали бы мы поменьше ракет для Ирана и Сирии, то был бы у нас в строю этот чудо-исполин. Ну, а вместо того, чтобы собирать сто тысяч древних "калашниковых" для Уго Чавеса, вполне можно было бы оснастить свою армию современными автоматами "Абакан" конструкции Никонова. Тогда и в области легкого стрелкового вооружения нам бы не было равных.
Однако вариант, при котором эксклюзивный экземпляр оказывается в музейных запасниках, еще далеко не самый плохой. Гораздо хуже бывает, когда разработки отечественных конструкторов оценивают по достоинству и запускают в производство за рубежом. К сожалению, примеров тому тоже не счесть. Модернизированный вариант автомата Никонова стоит на вооружении подразделений морской пехоты США. Американские спецназовцы с успехом используют универсальный револьвер "РЭКС", который был разработан специалистами Ижевского механического завода.
Буквально на днях информационные агентства сообщили, что за океаном в свободную продажу начинает поступать принципиально новое транспортное средство – "летающая тарелка". Вот только разработана такая "тарелка" была много лет назад в Саратове конструктором Львом Щукиным. Но обратили на нее внимание не отечественные заказчики, а инженеры американской компании NAVAIR, которые с нашего любезного согласия наладили ее серийный выпуск. Что же касается оригинального творения российского мастера, то оно, по утверждению нашей печати, до сих пор пылится на складе Саратовского авиазавода.
Не ждет ли та же участь уникальный МиГ-29М, которому все-таки, как утверждают сами летчики, нет равных в мире?
Вы можете оставить свои комментарии здесь