Амур в последнее время все больше привлекает внимание, как политиков и экономистов, так и экологов. Это взаимосвязанный интерес. С одной стороны, на его берегах стремительными темпами растет количество производственных объектов, а с другой – продукты промышленного метаболизма в виде отходов оказываются в реке. Это с точки зрения общего и упрощенного взгляда.

В геополитическом срезе такие мощные аналитики, как Генри Киссинджер, Джеймс Хоуг–младший концентрируют внимание на тенденции смещения центра мировой политики на Дальний Восток. "Северо–Восточная Азия, связывающая Китай, Японию и обе Кореи, в которой расположена дальневосточная часть Российской Федерации, однозначно рассматривается ныне в качестве формирующегося ключевого региона мира — мирового центра планеты". Амур в этом процессе представляет ключевую роль, так как именно территория амурского бассейна являет собой огромный, доступный и еще далеко не освоенный ресурс рассматриваемого региона.

Другой нюанс. По разным берегам Амура проживает несоразмерное количество населения, на китайской стороне - на порядок больше людей. Ввиду этого закономерна диффузия китайских граждан через Амур на территорию России. С учетом того, что уровень и качество жизни дальневосточников (в реальности, а не по статистике) гораздо ниже, чем у соотечественников в западных регионах страны, для сохранения своего присутствия на Дальнем Востоке России необходимо предпринять титанические усилия по сохранению и увеличению численности собственного населения здесь. Но для этого необходимо в кратчайшие сроки разработать и приступить к реализации соразмерных с темпами развития азиатских соседей инновационных высокорентабельных многомиллиардных проектов.

В тоже время уже сейчас индустриализация только на одной стороне (в Китае) привела экосистему Амура в ужасающее состояние. Жители Хабаровска стали заложниками сбросов отходов в реку с китайских химических предприятий. Выдержит ли Амур такую же варваризацию на российской стороне?

На данный момент на самых разных уровнях российских властных кабинетов идет много тревожных разговоров о сохранении экосистемы реки Амур. Предлагается ввести экономические санкции против Китая, если он не прекратит травить хабаровчан. Кто-то из ученой братии не хочет пройти мимо беды и старается, пользуясь моментом, погреть руки на бюджетных субсидиях для имитации природоохранной активности. Муниципальные начальники с упертостью "сизифов" требуют средства на разного рода бездонные проекты типа "берегоукрепление реки Амур". Но это все далеко от истинных причин ухудшения состояния реки и соответственно не влияет на решение проблемы.

Кто виноват? Ответ на этот вопрос у каждого свой, но всегда не он сам. В таких ситуациях ответ нужно искать в хохме. Например, в такой: жители некоего города решили устроить праздник. На центральной площади установили огромную бочку. Каждый должен был вылить в нее бутылку вина, а во время праздника совместно со всеми выпить. И вот один человек решил: в городе сто тысяч жителей – если я вылью в бочку бутылку воды, на что это повлияет? Кто это заметит? Так он и сделал. Наступил день праздника. Жители подставили стаканы, открыли краны. Но в бочке не было вина – там была одна вода. Экономный житель не был самым умным – все были самые умные, и все остались без праздника.

Как сказал раввин Берл Лазар: "Мы живем в мире, где на всех одна бочка: что мы вольем туда, то и будем пить". У нас один Амур, что в Хабаровском крае, что в Амурской или Еврейской автономной области, что в провинции Хэйлунцзян. Что мы в него вольем, то и будем пить. Как мы будем относиться друг к другу, так к нам будет относиться река, так мы и будем жить: или в гармонии и любви, или в миазмах и ненависти.

Каждая река - живая, со своим самобытным характером, со своим истоком и концом, со своей историей. Амур – это "Черный Дракон" (кит. Хэй-Лун). Дракон, свернувшись в узкое русло, спит последние несколько веков. Освобожденная от воды плодородная почва поймы очень благоприятна для получения высокой ренты с сельского хозяйства. Иногда Дракон вздыхает во сне, и тогда случаются паводки и наводнения.

Но эти вздохи ничто по сравнению с его будущим пробуждением. Тогда он, как опутанный Гулливер, восстанет, сбрасывая с себя лилипутов, наполнит собой всю обширную пойму, уничтожая потоком все лишнее. Будут разрушены города и поселки, долгое время отравлявшие драгоценные воды своими нечистотами. Будут в один миг порваны кандалы рабства бетонных плотин гидроэлектростанций одетые на спящего Дракона. Он воспрянет к жизни, очищаясь сам и очищая все вокруг. Нагоняя ужас и трепет на одних и вызывая прилив безмерной радости и надежды у других.

Альберт Калашников

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter