Обращаясь к президенту Владимиру Путину, генпрокурору Юрию Чайке и замгенпрокурору по Южному федеральному округу Ивану Сыдоруку, потерпевшие отмечают, что "доказательно не установлено, кто организовал, спланировал и подготовил" теракт в Беслане, а также не выяснено точное количество боевиков и их пособников. Выводы следствия о том, что одним из организаторов захвата заложников являлся Аслан Масхадов, по их мнению, являются голословными.
При этом потерпевшие утверждают, что своими действиями во время захвата заложников тогдашний руководитель УФСБ Северной Осетии Валерий Андреев провоцировал террористов. В результате уже в первый день теракта боевики расстреляли 21 заложника. Потерпевшие обвиняют Андреева в том, что он не смог организовать переговорный процесс и обеспечить встречу с террористами президента Северной Осетии Александра Дзасохова, главы Ингушетии Мурата Зязикова и помощника президента России Асламбека Аслаханова. Кроме того, спецслужбам ставится в вину неготовность провести боевую операцию 3 сентября, "допущение применения танков, гранатометов и огнеметов по зданию школы".
Руководителя центра спецназначений ФСБ России генерала Алексея Тихонова потерпевшие считают виновным в халатности и превышении должностных полномочий, так как по его приказу к штурму школы привлекались танки и БТР. При этом свои обвинения потерпевшие подкрепляют показаниями, которые дали свидетели на процессе над Нурпашой Кулаевым.
"Мы считаем, что проблема отсутствия объективного расследования состоит в том, что прокуратура России, выступив защитником должностных лиц, расследовала уголовное дело поверхностно и на основании этого сделала необъективные выводы",– говорится в заявлении.
Это не первое заявление пострадавших, требующих привлечь к ответственности членов оперативного штаба, виновных, по их мнению, в трагическом исходе захвата бесланской школы номер 1. Но в отличие от предыдущих, в нем содержится доказательная база.
По словам главы комитета "Голос Беслана" Эллы Кесаевой, ответ от должностных лиц на заявление организации будет приложен к жалобе пострадавших в Страсбургский суд. "Ответ на это заявление нам нужен только как юридический шаг, чтобы доказать, что в этой стране мы ничего не смогли добиться", - сказала она в интервью Каспаров.Ru. Кесаева напомнила, что потерпевшие в теракте готовят жалобу в Европейский суд по правам человека и готовы ждать ответа властей на свое заявление в течение двух месяцев. "Время, когда мы действовали в силу своих эмоций, прошло. Теперь мы делаем чисто юридические шаги", - сказала она.
В сентябре 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслан. В результате теракта погибли 334 человека.