Особенно активно во Владимире пресекаются акции ОГФ, НБП и "Обороны". Например, пикет в защиту и поддержку политзаключенных – Ходорковского, Лебедева, Бахминой в октябре 2005 был просто запрещен вице-мэром Гареевым безо всяких на то оснований. На указанное место приехал наряд милиции, и на организатора пикета – руководителя РО ОГФ Алексея Шляпужникова – был составлен протокол об административном правонарушении. В ответе на жалобу на действия вице-мэра и милиции прокурор признал, что ответ администрации на уведомление о пикетировании не противоречил закону, но и не являлся запрещением на его проведение.
Обращение пикетчиков к прокурору явно не понравилось правоохранительным органам и органам власти. Алексея вызвали в управление по борьбе с терроризмом "для беседы", потребовали документы, связанные с деятельностью организаций, участвовавших в пикете и списки активистов. Интересовали их и вопросы финансирования, и дальнейшие планы.
После этого начались задержания активистов. 19 января в разных районах города были задержаны 9 молодых людей, имевших на одежде символику "Обороны". Позже выяснилось, что никаких документов о задержании активистов в милиции не сохранилось. В феврале активистов задержали, когда они распространяли оппозиционный бюллетень "Ё", совместно выпускаемый региональными отделениями ОГФ, "Обороны", НБП и других организаций. Вместе с восьмью активистами сотрудники правоохранительных органов забрали и весь тираж газеты, который содержал призыв к населению поддержать акцию протеста 22 февраля. Прокуратура города признала действия сотрудников УВД незаконными и вынесла предписание вернуть газету, найти виновных и привлечь их к ответственности. До сих пор не удается выяснить, кто привлечен к ответственности за незаконные действия.
На мартовском митинге против реформы ЖКХ, лозунг "Россия без Путина" вызвал неистовство милиции. Те, кто держал лозунг, были окружены милицией и отсечены от основной массы митингующих. Под угрозой задержания им велели свернуть растяжку и "ехать митинговать в другие города".
А губернатор области Николай Виноградов решил подключить к борьбе с неугодными еще и прокурора. В программе ОГФ, которая была опубликована в очередном выпуске "Ё" губернатор усмотрел призывы к насильственному свержению власти и изменению конституционного строя РФ, и направил обращение в прокуратуру. Ответа пока нет.
Наблюдение за оппозиционерами, стало постоянным. В мае, в день посещения Владимира вице-премьером Сергеем Ивановым милицией были задержаны пять активистов движений ОГФ и "Оборона", которые собирались встретить Иванова флагом ОГФ и растяжкой "Министра Иванова рядовым в Чечню". Их арестовали до проведения акции и продержали в РОВД три часа, пока министр не покинул город. Провести эту операцию милиция могла только при условии прослушивания телефонов оппозиционеров.
23 июня было подано уведомление о проведении 28 июня пикета у здания УВД области, который был приурочен к пятьдесят третьей годовщине расстрела советских солдат, отказавшихся подавлять массовую забастовку в Восточной Германии. Участники пикета, активисты ОГФ, хотели призвать сотрудников силовых и оборонных ведомств не применять силу против оппозиционных движений и граждан. Не препятствовать реализации конституционного права собираться мирно, без оружия и открыто высказывать свое мнение.
27 июня пришел ответ, что у администрации города "отсутствуют причины для согласования места проведения публичного мероприятия". Свою позицию вице-мэр Гареев, обосновал тем, что "руководство УВД области не имеет отношения к расстрелу солдат в Магдебурге, и, следовательно, объект пикетирования выбран незаконно". Такой вывод чиновник сделал, опираясь на свою вольную трактовку "смысла правовой нормы", о чем он написал в ответе.
Не найдя в тексте ответа администрации ни одной причины, по которой организатор не вправе проводить пикетирование, организаторы уведомили СМИ и подготовили листовки, которые содержали краткую историю событий 1953 года и обращение к сотрудникам силовых ведомств.
Основываясь на опыте предыдущих пикетов, организаторы разделили пикет на две части. Сначала на площадь выдвинулся "авангард" из трех активистов, на груди и на спине у них были наклеены лозунги "Не стреляй", "28 июня 1953 года, Магдебург", "Не запрещать, а защищать", "Вспомни присягу!", "Против пыток", "За милицию, которая защищает", в руках были листовки.
Чуть поодаль стоял "арьергард" из пары десятков человек с флагами и растяжкой "Не стреляй!". Все напоминало диспозицию боевой операции.
Но господа из УВД города подготовили спецоперацию ничуть не хуже. Как только "авангард" вышел на место пикета, к ним стремительно подлетел начальник МОБ УВД города полковник Малыгин. Он нервно выхватил из рук организатора все имеющиеся у него документы, касающиеся проведения пикета, в том числе и решение прокуратуры города по аналогичному конфликтному случаю. Диалог был на редкость странный:
-Вы должны немедленно прекратить пикетирование и пройти в здание УВД для разбирательства.
-Какие у вас основания для нашего задержания?
-Администрация запретила вам проведение пикета.
-Но пикетирование предусматривает процедуру уведомления, а не получения разрешения, вот текст закона, читайте.
- Попрошу вас проследовать в машину.
- Мы отказываемся.
- Мы к вам применим физическую силу
В итоге поступило предложение им по очереди проследовать в УАЗик для составления протокола. Но вместо этого, c применением физической силы, троих пикетчиков забрали в отделение. На протяжении трех часов их держали в дежурной части райотдела, составили по два протокола, взяли объяснения, сняли отпечатки пальцев, сфотографировали анфас и в профиль. Затем доставили к мировому судье. Слушание назначено на 14 июля.
На следующий день в прокуратуру города было подано заявление на действия сотрудников милиции и администрации города с просьбой привлечь их к уголовной ответственности по статье 149 УК РФ "Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них".
История продолжается.
04.07.2006,
Алексей Шляпужников