– Не находишь ли, – спрашивает, – странным открытие памятника Собчаку в Питере?
– А что странного? – удивляюсь. – Достойный человек, работал с президентом. Некоторые телеканалы даже говорят, что Собчак был одним из ближайших соратников Владимира Путина. Не наоборот...
– Смотри, – объясняет. – Памятник ставят на Васильевском острове. Нарусова, вдова мэра, объяснила: здесь был 47-й избирательный округ, откуда Собчак в 1989-м избирался на первый съезд народных депутатов. Местный сквер – питерский Гайд-парк, место для политических дискуссий, колыбель гласности. Дата тоже не с бухты-барахты взята – 12 июня 1991 года Собчак одержал победу на всенародных выборах мэра Санкт-Петербурга, тогда еще Ленинграда. Пятнадцать лет тому, круглая дата...
– Ну и?.. – не понимаю ее логики.
– А открывает памятник человек, который отменил в России губернаторские выборы – мэр Питера, как ни крути, глава субъекта федерации, тот же губернатор. А также прикрыл выборы по одномандатным округам. Теперь талантливый человек, минуя партийные списки, в парламент хода не имеет, так? То есть человек выкорчевал все, что позволило Собчаку стать крупным политиком. И фамилию этого человека ты знаешь. Если бы Владимир Владимирович стал президентом не в 2000-м, а в 89-м, никаких одномандатных выборов не было бы вообще. Мэрских тем более. И никаких тебе Собчаков. Бегал бы профессор-юрист по кабинетам, искал, как вступить в "Единую Россию", чтобы хоть как-то протолкнуться.
Я полемист опытный, возражаю сразу:
– Если бы Владимир Владимирович был президентом в 1989-м, у нас бы демократия расцвела еще более пышным цветом, чем при Горбачеве. Каждому времени – свое. Есть время разбрасывать камни, – привычно цитирую любимого Экклезиаста, – и есть время соби...
– Можешь доказать? – бесцеремонно перебивает девчонка.
Практически издевается. Но меня не собьешь.
– Доказываю. Владимир Владимирович как раз в 89-м работал в ГДР – так там Берлинская стена рухнула. Все развалилось, включая "Штази". Полная демократия наступила, вплоть до объединения Германии.
Призадумалась она, не ожидала столь сильного хода, а я, сославшись на дела, быстренько распрощался. У-фф... Трудно с молодежью. Много лишнего знают.
Только сел за письменный стол, сосредоточился, написал десяток строк – снова звонок. Опять она.
– Ну что? Назначили церемонию на 15 часов. Потом предупредили, что переносится на 18 часов. В восемь еще не начали. Собчак подождет? А простых людей, питерцев, которые пришли на открытие памятника, милиция сейчас грузит в автобусы и отвозит к ближайшему метро. Мероприятие объявлено закрытым. Мне из Питера звонили по мобильному...
Явно злорадствует. Господи, да ей-то что за дело?
– И кстати, – добавляет, – ненавистный вам Саакашвили установил в Тбилиси памятник Собчаку еще в 2004 году...
Уела, так уела... Включил радио – говорят, только что открыли. Слава богу! Я к телевизору. И точно, через десяток минут – картинка: президент о Собчаке. "Один из самых деятельных и ярких основателей новой страны... Символично, что в День России...". Тишина полнейшая, просто оглушительная. Слышно, как щеглишко в кроне деревьев свистит, выводит свои трели... "Представитель поколения политиков, которое боролось за создание в России нового, демократического порядка...". Замечательно!
Наконец лег. Долго ворочался. Нет, Анатолий Александрович – личность незаурядная. И речь президента отличная. Но время и место выбраны неудачно. Уж очень пятачок на Васильевском острове о демократических выборах напоминает. Буквально вопиет об ушедшей политической натуре. Мол, когда вновь будем избирать ярких лидеров по 47-м одномандатным округам? И время не лучшее – 12-е число. Бестактное напоминание о всенародных выборах губернаторов.
Вот если бы в день рождения бывшего мэра, в августе... В 2007-м как раз 70-летие. И водрузить поближе к Смольному. По месту, так сказать, работы. Нет, поторопились ребята, поторопились... А то, что никаких Собчаков больше не предвидится, это не страшно. Это мы переживем.
Все события и персонажи являются вымыслом. Любые совпадения случайны.