26 февраля в Центральном доме туриста на Ленинском проспекте закончилась двухдневная конференция Объединенного гражданского фронта. Форум, собравший представителей почти 50 региональных отделений ОГФ, носил рабочий характер - на нем было принято решение о перерегистрации фронта в качестве всероссийской, а не межрегиональной организации, а также был избран новый Федеральный совет, его бюро и председатель, которым вновь стал Гарри Каспаров.

Однако на открытие мероприятия Гарри Каспаров все-таки пригласил гостей – представителей всех крупнейших политических партий и движений, находящихся в оппозиции к существующей власти или считающих себя таковыми.

"Пора оторваться от порочной системы координат, делящей всех политиков в России на "правых" и "левых". ОГФ пытается наладить взаимодействие со всеми", - начал свое выступление Каспаров. По залу прошел одобрительный шепот. Кроме объединения лидер ОГФ назвал те проблемы, на основе которых могут объединиться в нашей стране самые разномастные силы. "Почему российская власть не желает признавать свой внутренний долг? Ведь остались же и Сбербанк, и "Росгосстрах", ведущие свою историю еще с дореволюционных времен. Почему они не желают возвращать те деньги, которые взяли у собственных граждан", - эмоционально восклицал с трибуны лидер ОГФ. Вспомнил Каспаров и о таком полузабытом слове, как люстрация, которой должны быть подвергнуты все крупные чиновники, а также работники ФСБ, прокуратуры и судов, "находящиеся на переднем краю борьбы с законом". Зал разразился аплодисментами.

Увы, какие бы красивые слова об отказе от старых терминов ни говорились, на деле поддержать идеи правого по сути ОГФ на конференцию пришли в основном "левые". "Правых" на съезде практически не было – у лидеров СПС, по словам Бориса Надеждина, приехать "не получилось", но они хотя бы принесли извинения. Федеральное руководство "Яблока" поприветствовать конференцию ОГФ, видимо, просто не пожелало. Извиняться за всех пришлось главе санкт-петербургского отделения партии Максиму Резнику, по совместительству являющемуся одним из первых членом ОГФ. Возможно, правые снова испугались появиться на одной трибуне с НБП или КПРФ.

А зря. "Левые" выступали ярко и смело. "У нас есть все, кроме храбрости!" - почти выкрикнул с трибуны Эдуард Лимонов. По его словам, делать ставку надо сейчас не на политические партии, а на общественные организации, которые сейчас гораздо активнее. "Выйдя из Госдумы, не дожидаясь, пока их выгонят, партии могут устроить политический кризис, это будет международный скандал, но они не хотят этого делать", - произнес Лимонов.

Елена Лукьянова из КПРФ подтвердила его слова, добавив, что главной угрозой России сейчас является авторитарный режим, а в ОГФ "каждый со своей идеологией найдет точку соприкосновения".

Маленький зал на третьем этаже Дома туриста был забит до отказа: гости, делегаты почти из пятидесяти регионов и журналисты, в числе которых был даже "Второй" канал.

За "правых" отдувались Валерий Зубов от Республиканской партии и Ирина Хакамада, глава партии "Наш выбор". Ирина Муцуовна отметила, что в России оппозиционеры давно делятся на тех, которые живут по убеждениям и на тех, у кого вся оппозиционность от того, что их обидел Кремль.

В своих словах Хакамада практически сформулировала основный принцип ОГФ. Для Фронта важна именно реальная оппозиционность; как верно отметил другой представитель "левых" - депутат Госдумы от фракции "Родина" Андрей Савельев: "Фронт создали не мы, фронт гражданской войны открыла власть".

Продолжая мысль Хакамады, можно сказать, что в России давно делятся не на "правых" и "левых", а на тех, кто ходит в Кремль и кто с ним борется. Для того, чтобы в нашей стране вновь можно было говорить о борьбе "правых" и "левых", надо создать для этого нормальные, демократические условия. В стране, где все зависит от благосклонности властной группировки, привычного идеологического деления партий не может существовать по определению.

У всех, от коммунистов до демократов, сейчас единые цели, единое понимание того, за что и против чего нужно бороться: за честные демократические выборы, реальный федерализм, социальные права граждан, против номенклатурной системы и коррупции. Именно эти идеи лежат в основе программы Объединенного гражданского фронта, которая была принята на конференции.

"Наша цель - замена номенклатурно-олигархического государства на демократию современного типа", - говорится в документе. Кто из оппозиционных политиков будет с этим спорить? Не вызывает вопросов у настоящих оппозиционеров и следующий постулат программы: "Единственный способ достижения этой цели - создать широкую внеидеологическую оппозиционную коалицию". Завершившаяся в воскресенье конференция ОГФ это убедительно доказала.

Вера Холмогорова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

00.00.0000