"Матери Беслана" отказываются покинуть зал заседаний Верховного суда Северной Осетии, требуя взять их под стражу как виновных в гибели своих детей, сообщила "Эху Москвы" член общественного комитета "Матери Беслана" Марина Пак.
По ее словам, около 15 человек, пострадавших в результате теракта в Беслане, дождались, когда единственного обвиняемого Нурпаши Кулаева выведут из зала заседаний, после чего потребовали арестовать их. "Матери Беслана" "сделали официальное признание, что сами виноваты в убийстве детей", рассказала Пак. "Мы собственными руками детей одели, отправили в школу, мы сами обрекли их на жизнь в таком государстве, мы голосовали за Путина. Разве мы не виноваты!?" – сказала она. "Мы хотим, чтобы Путин знал, что виноваты, оказывается, мы, что следствие надо прекращать, что не надо никаких головных болей – вот мы есть, арестуйте нас и судите", - заявила Пак. По ее мнению, к находящимся в зале суда представителям комитета никаких силовых действий не применялось, и в настоящий момент они решают, какие выдвинуть требования, помимо взятия их под стражу.
Глава комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева сомневается в объективности работы парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане. По ее мнению, "чиновничья солидарность" членов комиссии "не позволяет им называть вещи своими именами, называть имена людей, которых они считают виновными или чью вину они как-то узрели". Эти выводы Дудиевой были спровоцированы некоторыми выступлениями главы парламентской комиссии Александра Торшина. В частности, "Матерей Беслана" "очень оскорбило, что господин Торшин назвал "левыми" представленные тубусы отстрелянных огнеметов "Шмель" и гранатометов". "Он считает, что в Беслане идет производство этих левых видов вооружения, - добавила Дудиева. – Как можно было делать такие заявления в то время, как представители парламентской комиссии были здесь и видели эти тубусы?"
"Кроме того, неясна картина с тем, как оценены действия руководителей, которые отдавали приказы стрелять из танков, - отметила она. - У нас есть масса свидетелей, которые видели, что танки стреляли с 13.30 до 22 часов, и не знаю, как это будет отражено в докладе парламентской комиссии". По словам Дудиевой, "Матерей Беслана", несмотря на их просьбы, так и не ознакомили "с промежуточными результатами расследования". "Доклад нам обещают представить в сентябре", - отметила она.
Сам Торшин не считает нужным реагировать на обвинения в непрофессионализме. "Если анонимные источники в спецслужбах считают, что они сильные профессионалы, этот профессионализм нужно был проявлять в Беслане", - заметил он.
По его словам, задача комиссии "не сорваться на эмоциональное реагирование, а продолжать расследование".
Нурпаши Кулаев — единственный участник захвата школы в Беслане в сентябре 2004 года, который остался в живых. На последнем заседании вновь высказали мнение, что боевиков в здании захваченной школы было больше, чем 32 — а именно на такой цифре настаивают правоохранительные органы. Кроме того, одна из потерпевших рассказала, что террористы советовали заложникам в случае штурма спасаться самим и выносить из здания детей.