Сергей Расов, Вологда
Если спросить любого студента-политолога, в чем главная причина возникновения социальных конфликтов и "цветных революций" на постсоветском пространстве, он без запинки ответит: в чудовищной разнице между оплатой труда. Ученые вывели следующую закономерность : если дисбаланс между высоко и низкооплачиваемыми слоями населения достигает 14-кратного индекса, то у власти начинаются серьезные проблемы.
Однако, похоже, наши чиновники уверены, что на них мировые законы не распространяются. Вот, например, вологодские слуги народа в ближайшую среду намериваются принять закон, согласно которому областное руководство будет получать зарплаты на уровне федеральных министров, а "мелочь", типа начальников управлений, около двух тысяч долларов. Бюджетникам депутаты тоже запланировали прибавку к их 100-150 долларам. После выделения новых зарплат себе любимым для учителей и врачей осталось всего 2-2,5%.
Переход на новую систему оплаты труда госслужащих "предполагает повысить материальную заинтересованность руководителей государственных органов в оптимизации численности госслужащих и экономии фонда оплаты труда...", говорится в законопроекте, внесенным на сессию ЗСО губернатором Вячеславом Позгалевым. С формальной точки зрения документ, скромно озаглавленный: "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области", лишь приводит уровень этой самой оплаты в соответствие федеральному законодательству. Спикер ЗСО Николай Тихомиров, отвечая на вопрос журналистов о сути законопроекта, туманно заметил, что "оклады остаются те же, а проценты несколько меняются". Давайте посмотрим, каков денежный эквивалент этих загадочных процентов, придуманных только для того, чтобы получше спрятать элементарное повышение зарплаты.
Денежное довольствие государственного служащего Вологодской области теперь будет состоять из денежного оклада, надбавки за выслугу лет (до 30%), выплат за работу со сведениями, составляющими гостайну, и премий. Согласно законопроекту "максимальный размер премий не ограничен". Кроме этого, ежемесячное денежное вознаграждение для чиновников исполнительной власти устанавливает губернатор, а депутатам ЗСО подписывает спикер областного парламента. Документ также предусматривает "иные дополнительные выплаты в соответствии с законодательством".
В фонд оплаты труда госслужащего области сверх должностного оклада закладываются ежемесячные надбавки за выслугу лет в размере трех окладов, за "государственную тайну" - полтора оклада, премии - два оклада и денежные поощрения в размере 58,6% от ставки. К этому надо еще приплюсовать районный коэффициент и пять окладов в год на оздоровление и материальную помощь.
Быть гражданским служащим на госслужбе тоже совсем неплохо. Во-первых, к зарплате добавляется оклад за классный чин и надбавка "за особые условия гражданской службы". Во-вторых, при формировании фонда оплаты труда гражданского служащего из бюджета области предусматривается выделять ежемесячно 3 оклада за выслугу лет, 14(!) окладов за особые условия службы, 9 - в качестве денежного поощрения, 1,5 - за работу с госсекретами. Премии, материальная помощь и пособие на отпуск составят еще не менее пяти окладов в год. Плюсом идет районный коэффициент и "иные выплаты". При этом все размеры окладов, от которых теперь и будет "плясать" зарплата чиновников, "ежегодно увеличиваются: с учетом уровня инфляции (потребительских цен)".
Впрочем, областное руководство все-таки побаивается революций. Но поскольку в их представлении жизнь заканчивается вместе с ковровой дорожкой областной администрации, они решили улучшить материальное положение не всем бюджетникам, а только тем, о кого зависит чистота той самой дорожки. Обслуживающему персоналу обладминистрации чиновники предусмотрели несколько надбавок. Так, в фонд оплаты технических сотрудников органов власти входят ежемесячные надбавки за выслугу лет (до двух окладов), за ударный труд (до восьми с половиной) и премии в 12 окладов. А вот технички или водители после принятия закона имеют право претендовать на ежемесячные премии в 17 ставок!
Но вот в чем парадокс, при всем этом денежном изобилии у депутатов и чиновников останутся весьма скоромные официальные зарплаты. Один из параграфов законопроекта гласит: "Установить, что переход на новую систему оплаты труда, предусмотренную настоящим законом области, не является повышением заработной платы в государственных органах области". К слову, предполагаемое введение закона с первого сентября "облегчит" областной бюджет еще на 70 миллионов рублей. Да и вправду, разве ж это деньги? Слезы...
И еще несколько цифр. На Вологодчине около 140 тысяч человек трудятся в бюджетной сфере. Дай Бог, если их заработок составляет пять-семь тысяч рублей. И я вот никак не могу понять, почему чиновник, который 15 лет на одном месте перекладывает бумаги, оказывается дороже бюджету (в прямом и переносном смысле), чем воспитательница, отдавшая всю свою жизнь сельскому детскому саду?
Не могу я понять и нашего губернатора, который неоднократно заявлял, что зарплату учителям, врачам и работникам культуры повышать никак нельзя. Господин Позгалев говорил не просто так, а приводя весомые, на его взгляд, аргументы:
- все съест инфляция, и деньги окажутся в "карманах торгашей"
- под ударом окажутся социальные мандаты и "как мы будем смотреть в глаза стариков?"
Новое материальное содержание чиновников, по всей видимости, инфляции не подвластно, торгаши ему нипочем, а в глаза стариков можно один раз и не посмотреть. Ах, да, я забыл: это же не повышение, а "приведение в соответствие".