Из глубины тысячелетий прокладывает свой путь в современность Китайская империя. Великими достижениями обязана человеческая цивилизация народу, строившему ту империю. При этом мало кто задавался вопросом, как жилось людям, создавшим уникальную, многогранную, мощную цивилизацию — одну из основополагающих в истории человечества. Судя по всем данным, жилось им не очень, ибо жизнь человеческая стоила до неприличия мало в том государстве. Сменялись династии, приходили и исчезали завоеватели, но ситуация не менялась и миллионами жизней стелила свою дорогу к величию та империя — в полном соответствии с самобытной и гуманной в своей основе национальной философией.
Парадоксально, но именно с империей в сознании китайского народа связан исторический миф о порядке, благополучии и спокойной жизни. И это при том, что именно имперские пороки, включая деспотизм, неоднократно приводили государство к крушению и к очередной смуте. Судя по всему, эту устойчивую "скрепу" не смогли поколебать даже последние 40 лет стабильности и процветания. Тень империи вновь нависла над многострадальной страной, и события в Гонконге, Макао и вокруг Тайваня служат индикаторами направления движения китайской цивилизации в 21-м веке. Стрелка политического компаса, поколебавшись вокруг мягкого авторитаризма, экономической многоукладности, управляемой демократии и ограниченной федерации вновь уверенно замерла на знакомом направлении.
Политические трудности можно решать по-разному. Политик-профессионал выберет тот вариант, что не ведет к возникновению новых, более серьезных проблем. Так предпочитал действовать Дэн Сяопин. Нынешнее руководство Китая решило пойти другим путем и разобраться с Гонконгом и Тайванем путем насилия. Да, это головная боль Китая, этакий пунктик. Тут и унизительная память о колониализме, и незаживающая рана неоконченной кровавой гражданской войны, и особый исторический путь мятежного острова, который за всю историю Китая чаще был сам по себе. Проблема понятна. Но как политически правильно ее решить? Можно было бы избрать путь творческого сосуществования: "одна страна — две системы". Как-никак такой лозунг был. Более того, когда-то кто-то мечтал, чтобы и "сто цветов расцветали". Но то было давно. Теперь пришли иные, имперские времена. Видимо, в Пекине решили, что не только с Гонконгом, но и с Формозой пора кончать. Один император — единая империя.
А между тем времена не особенно подходящие для опасных и дорогостоящих имперских затей. Проблемы в "Поднебесной" накапливаются, региональные и социальные контрасты обостряются, население стареет. Кроме того, дальнейшее развитие экономики и объявленный переход к экономике потребления предполагает колоссальные расходы и структурную перестройку социально-экономической системы. Это вызывает напряжение всех сил и ресурсов, в то время как реализация имперских планов сама по себе требует существенных изменений в обществе и грандиозных расходов. Такая двойная нагрузка чрезвычайно опасна для страны. Учитывая и без того непростую социально-политическую ситуацию, чреватую конфликтами, еще и Маньчжурия, Тибет и Внутренняя Монголия вполне могут стать горячими точками старых национальных трагедий, да и другим народам империи есть что вспомнить.
Более того, Китай, ввязываясь в изматывающую борьбу с Западом, не имеет полноценных союзников. Единственная родная душа — Северная Корея — скорее вассал-иждивенец, а не помощник, так как не может даже прокормить себя, хоть и способна выполнять некоторые военные и политические задачи. Северная "Чосон" может похвастаться разве что бусами из ракет неизвестно какого качества и шоу-группой "спецназ", чего совершенно недостаточно, чтобы уравновесить впечатляющие успехи Южной Кореи по всем направлениям, в том числе и в шоу-бизнесе. Да, северный вариант "утренней свежести" получился весьма специфическим, прямо скажем, на любителя-мазохиста. Даже у китайских "товарищей" мороз по коже идет от таких "чучхистских" крайностей. Один "великий кормчий", вероятно, ухмыляется с пониманием из своего далека. Он знает, как нелегко "культурно революционизировать" темные массы, всегда недопонимающие своих вождей.
Так как же быть, Китай, древний исстрадавшийся исполин, не пора ли тебе очнуться в 21-м веке от "поднебесных" сновидений? И неважно, какого цвета знамена реют над твоими дворцами и пагодами, наполненными тысячелетними тайнами, главное — принимать политически правильные решения и двигаться в стратегически верном направлении к цивилизации, демократии и современной федерации. А кровавый призрак Цинь Шихуана лучше пусть упокоится в своем золотом дворце на ртутном озере, под охраной терракотовых воинов, а то он еще наделает шкоды. Народу Китая нужнее мир, благополучие и романтические прогулки в "тутовых рощах", чем кровавые оргии имперских "свершений". После таких "славных мероприятий" всегда приходит тяжелое похмелье.