В Евросоюзе не затихает шум вокруг визита главы европейской дипломатии Жозепа Борреля в Москву 4-6 февраля. Отправляясь в Москву, Боррель говорил о том, что будет настаивать на освобождении Алексея Навального, на проведении полного расследования попытки его отравления, а также изложит общую озабоченность состоянием прав человека в России. Результат явно превзошел ожидания. Сразу после возвращения из Москвы Боррель подвергся в Европе необычайно резкой критике за то, что выступил мальчиком для битья и беспомощно молчал, когда Лавров в ходе совместной пресс-конференции назвал ЕС "ненадежным партнером", обвинял европейских политиков в двойных стандартах, высокомерии и прочих грехах. Большое впечатление произвело и то, что Боррель лишь из твиттера узнал о высылке из России дипломатов трех стран ЕС за участие в протестах. Визит был воспринят как провал, унижение союзной дипломатии, а вину за это многие возложили лично на Борреля.
Думается, однако, что жалкие итоги визита связаны не столько с недостатками Борреля как дипломата, сколько со слабостью ЕС как внешнеполитического актора. Мягкая сила Европы оказалась несостоятельной против жесткой силы России. Удивительно, что внешнеполитическая служба ЕС настолько неадекватно оценивала умонастроения в российском руководстве, что согласилась на визит в столь неподходящее время. Для Кремля в ситуации резкого внутриполитического обострения любое будирование вопроса о положении оппозиции, о методах реагирования на протесты со стороны внешнего игрока представляется совершенно недопустимым и неизбежно вызывает крайне жесткий отпор. К тому же у Борреля не было четкого мандата на представление общеевропейской позиции в отношении России, поскольку она попросту отсутствует. Наиболее крупные страны ЕС, сохраняя на уровне риторики приверженность общим ценностям, на практике руководствуются своими прагматическими национальными интересами.
Впрочем, позиция Борреля под напором критики значительно ужесточилась. 7 февраля в своем официальном блоге он констатировал: "Моя встреча с министром Лавровым и сигналы со стороны российских властей подтвердили, что Европа и Россия дрейфуют в разные стороны. Похоже, Россия все больше отделяет себя от Европы и рассматривает демократические ценности как экзистенциальную угрозу". А 9 февраля ему пришлось отчитываться о визите в Европарламенте, более 80 депутатов которого подписали письмо с требованием его отставки. Отбиваясь от критики депутатов, Боррель заявил: "Российское правительство идет вызывающим тревогу авторитарным путем. Кажется, нет почти никакого пространства для развития демократических альтернатив, они беспощадны в подавлении любых подобных попыток". Настолько резких оценок из уст официальных лиц ЕС не звучало со времен присоединения Крыма.
После того, как Боррель дважды подвергся унижению – сначала в Москве, а затем в Брюсселе – со стороны его команды наверняка последуют предложения о новых санкциях. Они будут рассматриваться 22 февраля на совещании глав МИД стран ЕС, а затем на саммите ЕС в конце марта. Однако персональные санкции Кремль уже давно не волнуют, а новые фигуранты этих санкций будут безропотно нести свой крест. Единственное, что может серьезно задеть интересы Москвы, это судьба "Северного потока – 2". Но здесь решающее слово за Ангелой Меркель, а она пока не готова подставлять вовлеченные в проект немецкие компании и платить компенсации.
! Орфография и стилистика автора сохранены