Вот опять глубокомысленно обсудили проблему "отвлечения <медийной пропагандой> людей от насущных проблем".
Когда эту формулу вводили в оборот большевики, она звучала точнее: отвлечение трудящихся от классовой борьбы.
Дескать, вот сидят коварные буржуины и их мелкобуржуазно-интеллигентские подручные, которым почему-то не нравится, что революционеры вовсю склоняют пролетариат к гражданской войне, и думают, как бы их от этого дела отвлечь…
Одни предлагают, что раз простолюдинам так хочется драться – устроить им империалистическую, а на худой конец, колониальную войнушку…
Другие – более умеренные и менее кровожадные – натравить на евреев, негров, китайцев и астрономов.
Третьи – предлагают путь частичных социальных реформ. [Когда в советской школе мы изучали роман Горького "Мать" и углубленно - главу "Болотная копейка", нам именно с насмешкой говорили о ничтожности оппортунистического пути таких социальных требований, пародийно: "кипяточек в цех и копейку к жалованию". Эх, не ведали ни мы, ни наши заскорузлые совковые препы, как спустя 120 лет будет цениться в России кулер от работодателя в кабинете и прибавка в 30 долларов в месяц!]
Нет, про отвлечение от классборьбы серьезно. Любому немцу 112 лет назад очень доступно объясняли, что у него социальные проблемы только потому, что Англия и Франция захапали половину подлунного мира, и если им навтыкать как следует и заставить поделиться, то золотые потоки из Индии, Египта, Африки и Китая переориентируюся на Великую Германию.
А вот если уговорят его навтыкать своей буржуазии и своему буржуазного государству, то впредь жить "освобожденному пролетариату" предстоит среди обломков станков и руин городов. Очень было убедительно, даже социалисты согласились…
А еще через 18 лет убедили, что если обобрать евреев, то как раз хватит на промышленный и селькохозяйственный подъем, развитие инфраструктуры и создание современной армии, полную занятость и сильную социальную политику… И эксперимент 1933-38 годов на практике полностью подтвердил эти теоретические конструкции.
Посему отвлечь широкие массы от классовой борьбы – не фиг делать…
Другое дело – отвлечь от насущных нужд. Вот это – невозможно. Полвека назад братья Стругацкие, вышучивая в "Гадких лебедях" некоего фашиствующего эсхатоложца, подобно обоим записным "эховским" колумнистам Веллеру и Латыниной, назойливо утверждающего о деградации цивилизации, выискивали простую подоплеку всех подобных причитаний: если вещает, что "человечество – банкрот", то значит – замучили личные финансовые трудности и т.п.
В современном развитом и полуразвитом мире есть одна общая трудность – личная и общественная нехватка средств. В неразвитой части мира просто нет еды, чистой и даже грязной воды и лекарств – проблемы, от которых отвлечь невозможно в принципе.
Но в более благополучной части мира – только дензнаки. Есть, конечно, и часто-общие проблемы: скотина-работодатель, сварливая теща, осел свекр, наглые дети, корыстная любовница или неверный жиголо, мерцающая импотенция – но это персональный ад каждого…
Но база – финансовая. И производная от нее – жизнь в стрессе, тяжелая и нелюбимая работа, постоянное ощущение собственной никчемности. И вот от этого всего человек цивилизованный сам хочет бежать со всех ног. Его не надо уговаривать – он сам будет рассыпаться в благодарностях за каждую калиточку из реальности.
Он будет мечтать о "Русском мире", потому что вообразит, что после триумфального входа русских танков во Львов и приземления МИГов в Риге исчезнет проклятущая валютная ипотека.
Точно так же, как блукающей в интеллектуальных лабиринтах Серебряного века русской интеллигенции казалось, что постылая история прекратит свое пошлое течение с возвращением православного креста на Айя-София.
Он будет кидаться на геев, гомофобов, антифеминистов, эмигрантов и иммигрантов и на все 7 колонн одновременно – потому, что от невыносимости осознания своего ничтожества он хочет кидаться хоть на кого-нибудь, а на виновников оного – даже мысленно боится косо посмотреть.
Поэтому цивилизованного человека нельзя отвлечь от насущных проблем – ему можно только благородно и самоотверженно помочь это сделать…
Разумеется, проблемы защиты от терроризма, государственного террора или иностранной агрессии, последствия природных и техногенных катастроф, преступности, борьба с болезнями не являются "насущными", они являются экзистенциальными и требуют именно интенсивного погружения каждого в реальность…
! Орфография и стилистика автора сохранены