На Ставрополье запретили использовать беспилотные летательные аппараты, за исключением средств, используемых органами власти. Постановление касается беспилотников массой от 0,15 до 30 килограммов.

Перед нами характерный пример провала управления. Я бы сказал - буквально эталонный. И касается это не только Ставрополья, а страны в целом. В разных регионах действуют правила, которые фактически делают невозможным любое использование беспилотных аппаратов. Для него требуется получить разрешение, процедура какового сродни разрешению на проведение митинга - то есть, получить его ну почти невозможно, и как правило, они носят разовый характер. Пока запреты касаются воздушных беспилотных аппаратов, но как только появятся в сколь-либо значимых количествах водные и наземные (пока они проходят по разряду управляемых игрушек), то ограничения и запреты коснутся в итоге и их.

Почему это провал? Потому что любая технология всегда имеет в своем практическом применении как негативные, так и положительные следствия.  Развитие технологий беспилотной авиации может дать, к примеру, бурный рост логистических решений, причем на самом проблемном месте любой логистической цепочки - "последней миле". Решение проблемы "последней мили" относится к высшей математике любой логистики, так как она чрезвычайно затратна и сложна.

Эти технологии сейчас во всем мире развиваются крайне бурными темпами, но нюанс в том, что именно в этот период примерно равный шанс получают все - как передовые страны, так и страны второго-третьего эшелона, как Россия. Любой может найти нетривиальное решение, способное стать стандартом отрасли. А стандарт в рамках текущего технологического уклада - это в том числе и доход. Доход компании-владельца стандарта, доход страны.

Понятно, что жесточайшее регулирование под прикрытием безопасности настолько усложняет разработчикам жизнь и работу, что они с максимально высокой вероятностью так и останутся сзади. Навсегда. А стандарты будут созданы и защищены другими. Это касается вообще всех беспилотных и безэкипажных технологий. Конечно, в каких-то специализированных государственных или корпоративных структурах, обвешанных допусками, первыми отделами и службами безопасности под контролем ФСБ и иных структур по контролю какие-то исследования ведутся и будут вестись, но будем откровенны - шансы на то, что там что-то прорывное будет создано, крайне невелики. Более вероятно, что даже если что-то в итоге и будет на выходе, оно по отношению к передовым современным технологиям отстанет примерно так же, как отечественный "Эльбрус" от чипов TSMС, Intel, Nvidia. Ну, не ламповый диод и ладно…

Задача власти - не просто регулировать любые технологии, упирая на запреты и безопасность, а соблюдать баланс между купированием угроз и развитием технологического суверенитета. Но когда управление рухнуло буквально в ноль, единственный метод регулирования, доступный такой системе - это запрет. Чем более убогое управление - тем свирепее запреты, которые в конце концов тоже потребуют избыточного управленческого ресурса, так как под тотальный запрет будет подпадать вообще всё. А как известно, контролировать всё означает не контролировать ничего.

Но грабли - наш национальный скрепный инструмент, а потому власть традиционно и скрепно с разбегу прыгает на них в очередной раз.

*  *  *

В Санкт-Петербурге несовершеннолетним теперь вот-вот будет запрещено продавать зажигалки. Причина - депутаты вдруг узнали о существовании увлечения вдыхать газ из зажигалок. Значит - надо запретить. 

Дышать можно много чем вредным, а значит, депутатам будет чем заняться. Тут только начни - не остановишься. Вообще, реакция на любое событие у российской власти, как у собаки Павлова. Сначала срочно запретить и ввести наказание, а потом соображать - а что же мы там запретили. Хотя обычно соображать некогда - нужно срочно запрещать что-то еще.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены