У нас уже достаточно продолжительное время регулярно появляются и культивируются  успокоительные мантры - мол пережили ельцинские годы, включая 98-й, выживем и сейчас. Попытаюсь оспорить.

В 98-м по крайней мере была еще цела и достаточно нормально работала советская инфраструктура, оставшаяся в наследство. Все те трубопроводы, плотины, трассы, теплоцентрали - о которых сейчас никто особо не думает и которые в большинстве своем только еще сильнее обветшали.

В 98-м опять же оставались еще неразрушенными остатки советской массовой медицины и социалки - больницы, поликлиники, фельдшерские пункты. Не стоит забывать и про школы, детские сады, ясли полного дня - все то, что позднее прошло через несколько стадий "реформ". Да - в каких то случаях ситуация улучшилась, зачастую существенно, прежде всего из-за привлечения зарубежных технологий, оборудования и опыта, но в целом к сожалению "реформирование" было только предлогом к сокращениям, закрытиям или переводу на платные рельсы.

В 98-м люди еще были готовы работать и рвать, пардон, задницу, помня недавние челночные подвиги. А главное, было куда уйти - те же рынки-ларьки, которые у нас сейчас позакрывали, придавив сверху налоговым и регуляторским прессом, как и прочие остатки малого бизнеса, в последние годы не живущего, а выживающего.

В 98-м был оппозиционный парламент, в меру небольших своих полномочий, но спрашивающий с обанкротившегося правительства, ну и выборные губернаторы, которые тоже изрядно давили через Совфед и не давали в конец зарваться и завраться центральной власти. Меры контроля пусть слабые, но присутствовали, как кстати и выборные мэры городов.

В 98-м были какие-никакие, но самостоятельные партии и СМИ, с видением зачастую отличным от еженедельного темника АП.

В 98-м был бизнес, готовый не закрыться и вывезти остатки в буржуинию, а перестроиться и работать, зарабатывать, пусть и в новых условиях. И коварной мысли "а на хрена заморачиваться" тогда не было в мозгах. Как и не было ощущения тотального государственного контроля и давления, стремящегося сковать все твои действия и регулярно изымать доходы, в случае если таковые у тебя появятся и господин начальник посчитает их излишними.

В 98-м внешний долг был 150 миллиардов долларов, но долг бизнеса и полугосударственных компаний был минимален и не висел на них, как блохи на собаке. И санкций вкупе с ограничениями на зарубежные трансакции и параличом  иностранного кредита тогда тоже не было.

В 98-м Россия была пускай и диковатым, но все-таки перспективным рынком без обширной истории отжимов бизнесов, законодательного идиотизма и самодурства.

В 98-м была надежда на лучшее будущее, а не бездарно потраченные 20 лет с такой роскошной коньюнктурой, лучше которой не будет уже никогда.

В 98-м не было кольца врагов, да - была полузамиренная Чечня, но не было ни санкций, ни угроз внешнему миру, ни угроз от него, ни идей новой экспансии, способных отпугнуть даже оставшихся друзей. Друзей тогда было немного, но круг нейтрально-дружественных государств был максимально широк.

В 98-м умудрялись сводить и распределять по стране бюджет в десятки раз меньший, нежели сегодня и нефть в 20 долларов казалась золотым дождем, чудом, после которого наступит вечный праздник и коммунизм. 

В 98-м цены практически на все внутри страны были ниже, чем на Западе. Квадрат жилья в Москве стоил около 400 долларов - давайте сверим с нынешней ситуацией, когда существенная часть товаров в стране по стоимости сравнима или даже выше, чем в Европе, тем более в Штатах или азиатских странах при заработках населения, сильно отличающихся от среднеевропейских.

В 98-м мы-таки были моложе, и персонально, и как общество, и как страна которая понимала сложности, но искренне верила, что сможет с ними справиться - мощный последующий экономический рост стал залогом именно этого настроения.

 И еще - в 98-м у нас был мир.

Андрей Никулин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены