Мой замечательный Samsung, на котором я произвожу на свет подавляющую часть своих постов, предоставляет немало поводов для развлечений. Для начала он оказался заядлым коллаборационистом. Дело в том, что, подражая своему злейшему конкуренту, Samsung теперь потчует меня подборками новостей по своему выбору. Но если искусственный интеллект айфона как-то учитывает мои пристрастия и реальное место пребывания, то корейские производители себя столь глубокой переработкой контента не утруждают и ориентируются только на выбор языка. Поэтому стоит мне смахнуть страницу чуть левее, чем хотелось бы, как я погружаюсь в мир грез Yandex.ru и Ura.ru.

В целом это, наверное, и есть то зрелище, которое посильнее "Фауста" Гете... Подборка для средневзвешенного россиянина, как правило, весьма разнообразна. В основном это репортажи о том, как мы ломим и как гнутся шведы (точнее, их современные деривативы – укры, пиндосы и прочие недорусски), грамотно перемежающиеся рассказами о героях глянца. Получается такой пестренький чернушечно-желтый информационный пейзаж в цветах имперского флага. Невольная погруженность в этот пейзаж помогла мне сделать ряд нетривиальных обобщений о том, как устроена современная обработка массового сознания в России.

Главное, что я понял: мы переживаем не доктринальный тоталитаризм, как в прошлом веке, а эмпресионистский чувственный. У современных идеологов нет амбиций старых большевиков. Им не нужно глубокое погружение масс в материал. Поэтому никого не интересуют на самом деле тексты, даже те, что они сами клепают. Материалы публикуются не для того, чтобы их кто-то читал (типа как читали передовицы Искры и Правды прогрессивным рабочим). Цель публикаций – создание самых поверхностных ассоциаций, продвигающих и закрепляющих нужные стереотипы поведения как условные рефлексы. Метод – нейролингвистическое программирование. Все устроено, метафорически выражаясь, на принципе 25-го кадра. Упор делается на заголовок, который выглядит как шифрограмма. Я думаю, разработчики методик справедливо полагают, что дальше заголовка никто и не продвигается. 90% их аудитории никакие тексты никогда не читает. Поэтому что там будет в тексте, по большому счету, никого не волнует. И наоборот, необходимо прямо внутри заголовка создать нужную – в основном отрицательную – коннотацию.

Понятно, что идеологическая обработка материала столь дешевыми средствами может быть эффективна только при одном условии: воспринимающая сторона должна находиться в состоянии перманентного стресса, который выключает полностью критическое сознание. Фишка современной пропаганды состоит именно в том, что она смогла смоделировать длящийся стресс, под прикрытием которого, как под наркозом, в мозг пациента можно загнать любое фуфло. Я долго думал, где же тут собака порылась, пока не понял, что все покоится на одной из самых выдающихся инсталляций современности, место которой – в музее современного искусства мирового уровня.

Главное условие эффективности пропаганды – это успешная инсталляция "нападения". Собственно, именно это подтвердил сегодня Кириенко своей речью о народной войне перед учителями. Русский народ оказался погружен в особую ауру Великой Отечественной Войны при полном отсутствии таковой. Великие художники-постмодернисты, вышедшие из школы Суркова, но далеко превзошедшие своего Учителя, с помощью мощных аудиовизуальных эффектов смогли создать абсолютную иллюзию реального нападения на Россию ордами половцев, печенегов и прочих пиндосов. Эта галлюцинация войны сильнее восприятия реальности собственными органами чувств, она сложилась как устойчивый образ с цветом, звуком и запахом. И даже после того, как выставочный зал, где демонстрируют этот шедевр, рухнет, эта галлюцинация продолжит существовать. Все остальное, поверьте, было уже несложно, и с задачей мог справиться любой ремесленник-поденщик, что и доказал мой гаджет...

Владимир Пастухов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены