— Вас обоих взяли на месте преступления. Вы признаетесь, что ограбили банк?
— Да, признаем.
— Мешок денег, обнаруженный у вас, из банка?
— Да, оттуда.
— Значит, чтобы взять деньги, вы взломали банковский сейф?
— А мы тут при чем?

Это не анекдот (причем так себе), и не отрывок из юмористического детективного рассказа. Так Первый канал отреагировал... Впрочем, все по порядку.

Шоу "Время покажет" 27-июня началось необычно. Екатерина Стриженова объявила, что эту передачу они посвящают Украине и хотят посмотреть на соседнюю страну глазами самих украинцев. И чтобы телезрители ненароком не забыли это Ноу-хау Первого канала, она по ходу почти двухчасового шоу неоднократно об этом напоминала. Недоумение вызвало два момента: за последние три года каждые девять из десяти выпусков "Время покажет" были посвящены Украине и ни разу в репортажах из Украины не было кадров, снятых российскими телекомпаниями или журналистами — весь видеоматериал был либо из украинских телеканалов, либо от украинских блогеров. И вот, выпуск посвященный Украине глазами самих украинцев начался с обсуждения социологического опроса об отношении россиян к украинцам. Коротко — в 2014 году 74% россиян относились к украинцам положительно, 26% отрицательно, в 2017-м картина резко изменилась: 17% положительно, 59% отрицательно.

Режиссеры выпуска поступили умно — во время обсуждения именно этого вопроса ни одного знакового украинского эксперта в студии не было. Да их почти и не было, товарищ А. — не в счет, у этого доброго бородатого украинца в российских шоу одна задача — мягко стелить под российскую точку зрения и немного жестковато, но с любовью — под украинскую. А в остальном он очень хороший эксперт, хотите быстро развалить преуспевающую кампанию — назначьте его главным консультантом.

Еще более умно поступил Анатолий Кузичев. Ни разу за всю передачу он не произнес свою знаменитую нацистскую мантру — "Недогосударство Украина". Не знай тему, с чего начался выпуск, я бы взял грех на душу — подумал бы, что либо ночью его мучили кошмары и он проснулся в не духе, либо с утра перессорился с женой. Его надрывный вопль "Нормальная Украина, где она?" явное снижение планки, и вряд ли войдет в словарную коллекцию ведущего, где все еще вне конкуренции перлы про "отхожее место, где к тому же еще и воняет".

Я не стал бы обращать Ваше внимание, дорогой мой Читатель, к обсуждению в российском телевизоре причин роста негативного отношения россиян к украинцам, если бы не одно но. Все шло по писанному, в охотку: дружелюбные россияне в шоке от этих странных украинцев и т.д. Со стороны это было похоже на то, как община вполне себе приличных каннибалов недоумевают от поведения людей из соседнего поселения. Пока в студии не получил свое подтверждение так называемый "казус Бабченко". Для тех, кто не в курсе: "Казус Бабченко" — по мировоззрению российского ура-патриота, если ты категорически не согласен с ним, то ты в его темнике недоброжелателей — от заплутавшегося агнца до плохого человека, но если ты согласен с ним и хвалишь его, то ты уже в темнике врагов — от патентованного негодяя до воплощения самого исчадия ада*". Стоит ли напоминать, что казус действителен исключительно в российских общественно-политических реалиях.

Хотели как лучше, а получилось как всегда: очистив студийное поле от всех потенциальных возмутителей спокойствия, и таким образом создав для ведущих бесподобный благоприятный климат, режиссеры выпуска упустили из виду своего "негодяя". Политолог и публицист, доктор исторических наук Александр Сытин, вместо того чтобы сказать ожидаемые слова поддержки Украине, — и тем самым вызвать на себя шквал яростных нападок (плюс 1% на рейтинг, не единожды провороченная проделка), — взял да поздравил российский телевизор и лично Кузичева и Стриженову за отличную работу. Вы провели хорошую, качественную работу, сказал профессор, и результат этого мы видим в соцопросе. Сытин был как всегда сама учтивость, скуп на слова, и похвала из его уст не имела ничего общего с лестью. Заслужил, носи! — как поговаривал фельдмаршал Кутузов в исполнении великого Ильинского.

Что тут началось?! Если бы я был поэтом, тут же написал бы строки для песни: "Какой мандраж, какой пассаж, Какая жуть, какая дрожь...".

Оторопь и панику в студии трудно описать, да это не столь и важно — свидетельствую: все ведущие, закадровые режиссеры и постоянные участники политических шоу на федеральных каналах российского телевидения прекрасно знают, повторяю, прекрасно знают, что делают подлое и гадкое против Украины и ее народов. И прекрасно понимают, что именно они внесли решающий вклад в дело исторического размежевания некогда братских народов. И осознание этого не дает им покоя, терзает их души, как риторически странно это ни звучит, — совесть грызет их, это было видно и невооруженным глазом. Истеричные попытки забалтывания темы — это материал для любого начинающего сатирика. Казалось, вот-вот Кузичев начнет икать, а Стриженова реветь. Ни одного внятного слова и мысли от гостей, все буквально зациклились в ходульной рефлексии: "А мы тут при чем?"

После того, как сумбурно и невпопад раз за разом начала повторяться мантра о вечно скачущих в Киеве украинцах, тему поспешно закрыли. (До кого-то за кулисами наконец-то дошло: если, в русскоговорящем городе скачут с утра и до вечера и все время кричат "москалей на ножи!" (не путать с "москаляку на гиляку!"), каков процент русских среди скачущих и кого они имеют в виду под словом "москали"?)

Через две минуты после рекламной паузы появились украинские эксперты. Целый час с гаком обсуждали визит Порошенко в США и Францию.

И тут... Я это не нарочно и без всяких каких мыслей: "Браво, Игорь Яковенко!"

Это — фото!

Что мне нравится в Игоре Александровиче, помимо многих замечательных качеств, так это его феноменальный дар предвидения всевозможных шагов российской пропаганды по тем или иным вопросам и темам. Вот только на днях он в статье "Смертельная обида" от 23.06, предположил, как скоро российский телевизор объявит, что встречи Порошенко с Трампом вообще не было. И на тебе, заново проехав с Петром Порошенко его маршрут по Вашингтону, ведущие и гости "Время покажет" пришли к общему знаменателю, что визит настолько ничтожен, что не стоит даже упоминания (это после часа обсуждения), и он не что иное, как фото. "Это — фото!" — так и сказали.

"Фу!" — как всегда боевым, каратистским выдохом выталкивая воздух из лёгких закрыл тему о несостоявшемся вояже Петра в стольный град Вашингтон, окончательно пришедший в себя от фиаско с поздравлением за профессионализм Анатолий Кузичев.

Но один фундаментальный вопрос остался нерешенным, и, думаю, это будет темой одного из ближайших выпусков шоу. В ходе обсуждения одного несостоявшегося и одного состоявшегося визита украинского президента экспертное сообщество российского телевизора раскололась — и не на шутку. Одни уверенно заявляли, что у Порошенко начальник один, и он — Трамп (бурные аплодисменты), другие доказывали, что он в Париже отчитывался перед хозяином (бурные аплодисменты). Столь вопиющая нестыковка порождает нехорошие слухи, но после того, как счет по бурным аплодисментам стал 3:3, оставив в недоумении и тех, и других экспертов, ведущие неожиданно перешли к домашней заготовке.

И опять подвели помрежи. Некто Елена из Луганска, дама преклонных лет, вместо того чтобы начать с лирики, возьми и выложи сокровенное с первого абзаца: "Войска НАТО стоят под Попасной!" Ну как так можно?! Немалую изворотливость и ловкость пришлось проявить обоим ведущим, чтобы доказать, что если, например, под Львовом украинских военных обучают инструкторы НАТО, а инструкторы — это войска, об этом знают даже дошколята, так какая разница, где стоят войска НАТО — под Львовом или Попасной?

И мушкеты не лишние

Я хорошо понимаю тех людей, которые искренне не понимают, почему надо смотреть российский телевизор, тем более еще и комментировать его беспредельный бред. Реноме российского телевизора давно переросло рамки информационно-просветительского ящика, и его репутация в дополнительных характеристиках вроде и не нуждается:

— Проповедник злобы и ненависти ко всему живому, кто не трепещет перед "русским миром";

— Излучатель по насаждению в сознание россиян скрепной истины о вредности и ничтожности общечеловеческих ценностей;

— Рупор по поддержанию в России чекистского своевольства;

— Агитационная машина по поддержанию усилий правящей элиты на сохранение статус-кво несминаемости власти;

— Вестник о продажности и неблаговидных делах пресловутой пятой колонны;

— Наркотическая игла, возбуждающая самые низменные и животные инстинкты человека на воспроизведение для потехи и забавы телезрителей;

И еще много чего мракобесного и мерзкого.

Но с другой стороны, принимающий зло без сопротивления становится его пособником (Мартин Лютер Кинг). Игорь Яковенко, Аркадий Бабченко, Каспаров.Ru, Грани.ру (и еще несколько тысяч журналистов и блогеров, десяток сайтов) делают то, что и должны делать настоящие патриоты России, кому не безразлична её судьба и будущее. Как сказал один из них (очень умный, скромный и хороший человек) — не оставлять же им страну. Им — это Путину и его воинствующей ордынской камарилье, захватившим власть в России, и присвоившим себе прилагательное "русский". Замечу: к глубокому сожалению госпожи Истории и всех добрых людей мира, кто с симпатией относится к России и русскому народу.

Хороший человек и его сотоварищи, используя перо, как оружие, пусть на долю процента, но приближают крах самого опасного для человечества режима. Самого опасного не в данный исторически период, а за все время его существования. Гитлер даже теоретически не мог бы захватить мир, как шакалу не одолеть слона, но потуги маньяка обошлись человечеству очень дорого. Но он, даже в приступе бешеной ярости, даже находясь в полушаге от смертного одра, не мог бы уничтожить мир. И Путин не может захватить весь мир, более того, он даже не может диктовать миру свои условия, но он может уничтожить этот мир, если мир не пойдет навстречу его амбициям. Увы, это не демагогия — путинский паровоз на всех парах летит к своей конечной станции — и не прочь захватить с собой всех.

Вы правы, лучше Яковенко или Бабченко все равно не напишешь, а хуже — не стоит. Я даже знаю один из верных признаков возрождения свободной демократической России — когда на журналистских факультетах первокурсники начнут изучать анатомию "Медиафрении" ("Что не должен делать журналист").

Но и одиночных стрелков из ближнего и дальнего зарубежья России не вычеркивайте из списка сопротивления, на информационной войне как на информационной войне — когда на кону судьба человечества, даже мушкеты не лишние.


*За то, что человек говорит: "Да живите как хотите, это ваша жизнь, мне плевать, стройте любую страну, какую хотите, и умирайте в ней, как хотите" его травят, заводят уголовные дела, подают в суд, пытаются заставить выплатить три миллиона рублей, призывают лишить гражданства, призывают проломить голову, призывают расправиться физически, вывешивают в интернете адрес с предложением зайти к либеральному ублюдку в гости, выпихивают из страны, призывают достать еще и там — а потом искренне делают круглые глаза и по-детски удивляются: почему вы нас так не любите? (см. Аркадий Бабченко. После каждого поста о нескорблении меня постоянно уговаривают пожалеть "простых людей").

Хаёт Алиев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter