"Понаехали, везут в цивилизованную Европу свои дикарские обычаи. Гнать их надо..." — очень распространенное мнение среди "наших" людей, не так ли? Как возмущаются они, впервые приехав во Францию или в Бельгию, "засильем" черных (простите, но это само мягкое, что я могла использовать из жаргона возмущающихся белых людей)! Но давайте вернемся в 19 век. Когда африканцы знать не знали ни о Франции, ни о Бельгии с их цивилизацией. Жили себе дикими (да!) племенами. Жили, но не тужили. И вот "понаехала" к ним эта самая цивилизация.

В 1884-1885 годах в Берлине прошла конференция европейских держав, где в дружественной и непринужденной атмосфере и вполне цивилизованно было обсуждено разделение Африки... по "карманам" европейских стран. Бельгия закрепила за собой уже отхваченный жирный кусок территории Конго. Территория, которой владела Бельгия, по размерам превышала ее в 76 (!!!) раз. Цивилизованной Бельгии не составило труда превратить эту страну в огромный трудовой лагерь.

Нечего говорить, что к этим людям относились, как к животным, заставляя до изнеможения работать на плантациях. Конголезцы умирали от голода и болезней в таком количестве, что за 20 лет население страны сократилось вдвое (погибло 10 миллионов человек). За тем, чтобы никто не отлынивал от работы и не роптал (не приведи!), следили охранники. Им было дано указание строго наказывать за провинность... Убивать? Нет, зачем тратить патроны? Они "просто" отрубали руку по локоть. И патрон не испортили, и все видят — враг бельгийского народа, раз без руки, ну и работник, хоть и покалеченный, но что-то еще ведь может делать.

Куда шли заработанные в Конго деньги? Ну, конечно, не на нужды местных, а на благо бельгийского короля Леопольда. Король спонсировал строительство Парка пятидесятилетия в Брюсселе и возведение вокзала в Антверпене.

Справедливости ради (в защиту цивилизованности Европы) стоит сказать, что в 1899 году вышла разоблачительная повесть Джозефа Конрада "Сердце тьмы", в которой автор описал все те ужасы, свидетелем которых стал, посетив Конго. Эта повесть вкупе с докладом о положении дел в Конго английского дипломата Роджера Кейсмента привлекла внимание общественности, и Леопольду пришлось умерить свои амбиции. Зверства (во всяком случае в таком масштабе) прекратились, но страна оставалась колонией до 1960 года и считалась территорией Бельгии (а конголезцы, соответственно, гражданами Бельгии).

Если не будем забывать об этой странице истории, то и современное положение прозвучит для нас несколько в ином ключе. Если вспомним о том, как несли "доброе, светлое" цивилизованные европейцы в африканские страны, то, может, перестанем стенать о засилье "диких африканцев" на территории современной Европы.

Выше мы говорили о фактах. В заключении поговорим о цифрах. В Бельгии проживает 8,8% иммигрантов, среди которых половина это выходцы из Италии, Франции, Голландии... и только 4% это жители арабских стран, бывших колоний Бельгии.

Теперь вопрос к тем, кто истерит по поводу "понаехавших дикарей". Не были ли дикарями "цивилизованные" бельгийцы, уничтожившие половину Конго, отрубавшие людям руки за плохую работу? Могут ли потомки тех, над кем издевались бельгийские власти, сейчас иметь право жить в Бельгии? В состоянии ли 4% населения страны уничтожить современную культуру и цивилизацию европейской Бельгии?

Проблемы взаимоотношения культур и интеграции есть, никто не спорит. Для этого существует масса проектов и правительственных программ. Эти проблемы решаемы. Но однозначно можно утверждать, что "понаехавшие" иммигранты, которых многие называют "дикарями", не доставляют столько бед местным бельгийцам, сколько наворотили сто лет назад в Конго их предки, считающиеся цивилизованными.

P.S. Я написала о Бельгии и Конго. Приблизительно то же самое можно написать и о Франции с Алжиром, об Англии с Индией и т.д. Может хватит раздавать народам ярлыки "дикари" или "цивилизованные"? Не пора ли вспомнить историю и подумать о будущем цивилизованно?

Татьяна Росс

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter