Немного истории.

Июль 1994 года. Я работаю в московском отделении Samsung Electronics (на 10-м этаже гигантского здания в точке слияния Щелковского шоссе и Сиреневого бульвара; до 1992 года здесь размещались ведущие НИИ Минэлектроники СССР). Южнокорейские начальники в панике: только что стало известно о смерти Ким Ир Сена, и в Южной Корее объявлено чрезвычайное положение. Неужели снова война Северной и Южной Кореи, и что будет с родственниками в Сеуле?

К концу июля паника стихла. Напротив, стало известно, что председатель Дэн Сяопин, реальный (хоть и не формальный) лидер Китая отправил в Пхеньян специального посланника с письмом к новому "Великому лидеру" Ким Чжен Иру: "Немедленно начинайте реформы по образцу Китая". Но Пхеньян никаких реформ не начал.

Середина 1996 года. Китайские туристы бродят по улицам Пхеньяна и обмениваются впечатлениями: "Материальная жизнь – примерно как у нас 20 лет назад (в 1976, последнем году Культурной Революции), а зато идеологическое единство у нас было поставлено куда лучше".

Уже в тот момент разница между двумя странами была огромной и продолжала расти – Китай быстро поднимался, а Северная Корея погружалась в нищету и крайнюю отсталость. К 2000 году ситуация вполне определилась: от полного социально-экономического краха Северную Корею спасала только бесплатная помощь Пекина – зерном и нефтепродуктами. И масштабы помощи постоянно росли. Зачем?

Странности пекинской политики

Ким Чен Ир в последние годы своего правления – 2001-2011 гг. – сильно вредил Китаю (конечно, не только Китаю):

– Тайные эмиссары Пхеньяна активно сновали в приграничных районах китайских провинций Ляонин и Цзилинь, где проживают два миллиона этнических корейцев; этих корейцев принуждали поклоняться и подчиняться "Великому Лидеру", несогласных иногда убивали...

– Постоянный поток нелегальных беженцев из Северной Кореи в Китай способствовал росту коррупции, да и хаоса. В сеульских газетах в 2003-2004 годах можно была прочесть: "Каждая семья беженцев должна платить северокорейским пограничникам 100 юаней, а китайским пограничникам – 1000 юаней".

– Несмотря на противодействие Китая (а равно Америки, Японии, Южной Кореи), Пхеньян продолжал разработку ядерного оружия и ракет большой дальности. В 2009 году (если не ошибаюсь) Пхеньян впервые испытал ядерное устройство. Затем последовало еще несколько испытаний. Одновременно нищая голодная Северная Корея добилась "больших успехов" в разработке и производстве ракет с радиусом действия от 500 км до 10.000 км. Это портит отношения Китая с перечисленными странами... Да и куда могут полететь эти северокорейские ракеты с ядерными боеголовками? Может быть в сторону Китая? Не исключено, хотя и маловероятно.

Так зачем же Пекин продолжает спасать и кормить Пхеньян?

С 1999 года Китай несколько раз (может быть 10 раз), на самом высоком уровне предлагал США: "Уберите свои военные базы из Южной Кореи, пусть на всей территории Корейского полуострова не останется иностранных войск; тогда превращение Кореи в единое безъядерное, неагрессивное государство станет сравнительно легким делом (во ю баньфа – у меня есть способ)". Да, гигантские финансовые возможности Пекина и его разветвленные связи в северокорейском руководстве позволяют реализовать такой проект почти безболезненно.

Но президенты США – Билл Клинтон, Джордж Буш-младший, Барак Обама – неизменно были против: "Америка не отступает и своих военных баз не сдает!" Вашингтон все эти годы рассчитывал, что северокорейский пузырь – несмотря на поддержку Китая – вот-вот лопнет, Северная Корея исчезнет, а сфера контроля Сеула, вместе с базами США, распространится до рек Ялуцзян (Амноккан) и Тумыньцзян (Туманган), то есть до границы Китая.

А вот для Китая это совершенно неприемлемо. Ведь речь идет о полном пересмотре итогов Корейской войны 1950-53 гг., в которой Китай потерял убитыми 160.000 солдат, и о возможном появлении военной базы США в устье Ялуцзян, в "подмышке" Китая. Понятно что имеет место жесткий конфликт интересов, большая разница позиций. И варварский, средневековый режим династии Ким уютно устроился внутри этой "разницы" и продолжает существовать.

Словом, пока ситуация тупиковая – к радости, разумеется, не только Пхеньяна, но и Москвы (еще один крупный мировой фактор раздрая!).

Этот анализ базируется на основе информации – включая беседы с экспертами в Вашингтоне – накопленной за многие годы.

2016-2017 гг.

К 2016 году большой китайский город Даньдун, в устье реки Ялуцзян, стал очень популярным среди китайских туристов. Там построено несколько отелей, обращенных фасадом к расположенному на другом берегу северокорейскому городу Синыйджу. И многие сотни туристов из Пекина, Тяньцзиня, Шанхая, Гуанчжоу каждый день, с биноклями в руках совершают самое настоящее "путешествие в прошлое" – смотрят, какой была их собственная страна 40-50 лет назад. Очень поучительный тур.

И, наконец, последняя статья в Financial Times:

Две недели назад в аэропорту Куала-Лумпура произошло "сенсационное умерщвление сводного брата северокорейского диктатора Ким Чен Ына". По данным южнокорейской разведки, диктатор Ким выпустил приказ о казни своего брата, как только пришел к власти в конце 2011 года – так почему же он выполнялся так долго?

И в зарубежных поездках, и в Китае за охрану Ким Чен Нама (более 10 лет жившего то в Макао, то в Пекине) отвечали китайские агенты. В Пекине циркулируют две теории относительно того, как команда северокорейских убийц смогла провернуть такую наглую операцию. Согласно главной теории, в результате недавних чисток в китайском Министерстве Госбезопасности (Гоань цзюй) оно обезлюдело, и некоторые из его отделений оказались в запустении, в том числе миссия по защите старшего г-на Кима от умерщвления.

Гоань цзюй и до чистки была очень слабенькой организацией с мизерными функциями. Китай резко отличается и от Северной Кореи и от путинской РФ.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter