Пускай не судит однобоко
нас кабинетный грамотей…
…мы уходим, уходим, уходим!

Из песни об Афгане.

Учёные либеральные мужи в России и за рубежом почти единодушно предрекают затяжной — на десятилетия — кризис отношений с Украиной. Мол, пролита кровь, обе нации стали непримиримыми врагами, они нас не простят, если ты русский — отвечаешь за всё, за Крым, за Донбасс, за Дебальцево и всю постыдную телепропаганду соловьёвых, пушковых и прочей нечисти.

Но в крови моей течёт одна четвёртая часть украинца — остальное донская кровь — и в каждом русском течёт её часть — у кого меньше или больше — и это пепел Клааса, который стучит в грудь и кричит: "Нет!"

Почему, если подонок влез в твои отношения с соседом, с братом и сестрой, мы уже не можем иметь с ними родственных отношений, а жить в неприязни, растя гроздья гнева, вранья, всё ещё осыпая друг друга залпами "Града"? Может быть, лучше расплеваться с теми, кто всё это затеял ради вполне конкретных шкурных целей, и зажить по-другому — в мире и достатке?

Принуждение к миру

Эту фразу в отношении грузинской стороны, но совершенно не по адресу употребил в 2008 Д. Медведев, тогдашний местоблюститель "нацлидера" на посту президента. Он же взял на себя ответственность за провокацию против Грузии, когда через Рокский тоннель ринулись "миротворческие" танки, которые в ходе получившегося вооружённого конфликта остановились лишь в Гори в 65 километрах от столицы. Перефразируя известное выражение, "есть ложь, большая ложь — и имитация "правого дела".

Выйдя сухим из воды перед растерянным мировым сообществом — благодаря превентивному спровоцированному удару грузинских ВС — российский империализм устроил в Украине уже крупномасштабную агрессию в 2014-м. Напомним, что в конце того "две тыщи проклятого года" Путин испросил Совет Федерации разрешение на ввод войск в Украину, которое последовало незамедлительно. Очевидно, таким образом "нацлидер" пытался разделить ответственность на всякий случай: мол, это не я, это мы все вместе, "по закону" — хотя, как известно из уголовного законодательства, за преступление, совершённое в порядке заговора, срок добавляют. Оба паса были проделаны "от большого ума": речь шла об открытой агрессии, осуждаемой международным законодательством. Доходило это до них долго: лишь три месяца спустя разрешение, опять же с подачи "мудрого" нацлидера, СФ отменил. Перешли на схему "гибридной войны", известной с древних времён[1]. Однако, говоря о гибридной форме текущей войны, часто забывают, что она была изначально отягощена неприкрытым актом агрессии в результате нарушения договоров 90-х гг. о гарантии неприкосновенности границ и о передаче находившегося в Украине ядерного оружия в исключительно российскую собственность. Поэтому вероломный характер отъёма чужой территории не прикрыть никакими "референдумами", будь они "законные" или фальсифицированные.

Лишившись Крыма, Украина оказалась перед угрозой дальнейшей потери территорий по той же лицемерной схеме "единства русского мира", до боли напомнившей "единство немецкого мира" после прихода в 1933 году к власти нацистов в Германии. Именно поэтому началась война за Донбасс, захваченный "сепаратистами" типа И. Стрелкова и компании, опять же, пришедшими из России. Война, в которой современными средствами оружия победить не может никто. Россия — потому, что восстановила против себя всё население Украины, включая русских, Украина — потому, что воевать с огромной империей, которую всё ещё представляет собой Россия, — гиблое дело.

Варианты

Предложены несколько выходов из вялотекущего военного конфликта.

Руководители Германии (А. Меркель), Франции (Ф. Олланд), Украины (п. Порошенко), России (В. Путин) — так называемая, "нормандская четвёрка" — на ряде встреч 2015-2016 гг. выдвинули комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Договорённость, в которой приняли участие и представители мятежных Донецкой и Луганской областей, была нацелена на деэскалацию конфликта. Однако помимо первоочередных мер прекращения огня и отвода тяжёлого вооружения соглашение оказалось отягощено условиями, выполнять которые отказываются обе стороны. Это, прежде всего, устройство местных выборов в Донецкой и Луганской областях по украинскому законодательству и проведение в Украине конституционной реформы — нам бы дожить до своей! Соответственно, не выполняются положения об освобождении и обмене всех заложников, амнистии, восстановлении социально-экономических связей и т.п. Продолжается взаимный обстрел, гибнут люди (число погибших с обеих сторон уже достигло 10 тысяч человек), да и о возвращении беженцев пока нельзя говорить всерьёз. Тем более нереальным выглядит требование о восстановлении контроля над официальной границей украинскими пограничниками — ещё чего, за что боролись? Подобное положение выгодно только тем, у кого рыло в пуху: российской корпорации силовиков, чиновников и бандитов, засевших во власти и насаждающих идеологию возрождения империи. Между тем империя — последняя на земле, — руководимая бездарной властью, на самом деле гибнет, отрицая самое себя.

Почему Минские соглашения зашли в тупик? На мой взгляд, потому, что агрессора приняли за равноправного партнёра на переговорах, хотя этого не следовало делать хотя бы потому, что в истории ХХ в. подобное уже было в Мюнхене в сентябре 1938-го. Тогда главы правительств Британии (Н. Чемберлен), Франции (Л. Блюм), Германии (А. Гитлер) и Италии (Б. Муссолини) подписали договор о разделе Чехословакии, якобы предотвращавший конфликт в Европе. И это в дни, когда Испанская Республика, обливаясь кровью, в одиночку противостояла мятежной армии, которой открыто оказывали военную помощь германские нацисты и итальянские фашисты. В марте 1939 года республика пала, а в сентябре началась II Мировая война.

С агрессором, носителем военной угрозы, вершащим военные преступления, надо разговаривать на языке международного суда, на языке Нюрнбергского процесса, не дожидаясь новых военных провокаций, противостоя ему единым солидарным демократическим фронтом.

Пока же мы видим затяжные расследования по сбитому в июле 2014 года нидерландскому Боингу — при этом российская сторона сделала всё, чтобы расследования были затяжными, а в августе 2015-го наложила вето на резолюцию Совбеза ООН на создание соответствующего международного трибунала (!); вялотекущие санкции — при этом на Западе то тут, то там раздаются проплаченные вопли "может, хватит уже?"; забавные подачи исков в местные суды — в январе 2017 Дорогомиловский райсуд Москвы признал "незаконность" Украинской революции, обозвав её "госпереворотом" — очевидно, в преддверии исков к России за совершённые преступления; в ответ Украинский суд собирается рассмотреть дело о госизмене В. Януковича и т.д.

Сирийская авантюра — попытка сохранить "международное лицо" России, ставшей после вторжения в Украину, изгоем цивилизованного мира. Многие аналитики утверждают, что это дело Путину якобы удалось и с нами, дескать, вновь стали считаться. Однако, по сути, это попытка российского руководства вновь встроиться в международный консенсус… по прекращению всякого насилия — в данном случае в формальном противостоянии международному исламскому терроризму. Да и тут хромануло: на деле Россия поддержала одиозного сирийского диктатора в войне с суннитами — тушим пожар керосином. И доказали обратное: мир к концу ХХ в. уже стал другим: ни одно вмешательство во внутренние дела какого-либо государства не может быть успешным без достижения искомого международного консенсуса. В казусе с Украиной его не было и не будет.

Упомянем и "либеральное решение" вопроса о Крыме, которого пока придерживается ряд радикальных оппозиционеров (Г. Явлинский, А. Навальный, М. Ходорковский). Они предложили ни больше ни меньше, как нефальсифицированный (как это, как это?) референдум в Крыму, после которого вся мировая общественность должна успокоиться и перекрасить Крым на своих картах в цвета сталинского гимна. Я уже писал о том, что эта мера — фактическая капитуляция перед самодурством "нацлидера", использовавшего аннексию Крыма для оживления имперского духа и насаждения консервативной идеологии. Кризиса в отношениях с Украиной такое мероприятие не решит, а только усугубит, да и во внутренней политике укрепит власть, которая, закусив удила, продолжает тянуть страну в застой, в невежество и в мракобесие.

В либеральной оппозиции также сильна точка зрения о том, что стыренный Крым надо "положить на место", потом, дескать, разберёмся — как, опять через референдум? Раздавленный тюбик в первоначальное состояние не вернуть: большинство населения Крыма будет против — их что, опять насиловать — на этот раз не через ТВ, а силами международной полиции? Войсками ООН? Детский лепет.

Предложение проф. В. Иноземцева о немедленном прекращении огня украинской стороной и выходе из войны по финскому варианту выглядит более здраво, но оно не затрагивает Крым. Оно хорошо тем, что даёт возможность украинской стороне перехватить инициативу и отказаться от игры в "гибридную войну", навязанную "пульсанувшим" российским империализмом. Однако с существенной поправкой: проблему занятых с российской помощью сепаратистами территорий Луганской и Донецкой областей надо решать "в одном флаконе" с аннексированным полуостровом. Нельзя забывать и об интересах коренного крымско-татарского меньшинства, которые никак не были взяты в расчёт. Украина, которой затягивание войны приносит гораздо больший вред, чем России, вправе потребовать от международного сообщества признать "гибридную войну" таким же военным преступлением, как открытая агрессия, а от России — выплатить контрибуцию за отторгнутые территории и гибель населения. Для этого необходимы более решительные и оперативные действия международных судебных инстанций в осуждении совершённых военных преступлений, в числе которых сбитый "Боинг". Размер контрибуции — предмет отдельных переговоров между Украиной и Россией при международном участии и контроле.

Аргументы против — пишите сами

Пассивное ожидание неминуемых перемен в российской власти — это у моря погоды. Предполагаем с большой вероятностью, что их спусковым крючком станет запоздалый (уже на 13 лет) уход Путина, но когда это произойдёт — неизвестно. Напротив, активные международные правовые действия по осуждению вялотекущей "гибридной войны" и совершённых военных преступлений будут способствовать выяснению отношений между народом и новоявленной гэбешной номенклатурой, поставившей знак равенства между своим благополучием и захваченными рычагами управления типа ТВ.

При самом благоприятном течении событий к Украине, приступившей к мирному строительству, после демонтажа путинского режима присоединится демократическая Россия. Разделение властей, ликвидация коррупции, правовая защита, беспрепятственное развитие бизнеса, мощные инвестиции и освоение новых технологий приведут наши страны к экономической интеграции на новом этапе — возможно, и к единой валюте. Границы станут прозрачными, и воспоминания о нынешней военной авантюре и оголтелой передвижке границ останется лишь в документальных свидетельствах преступлений бандитского режима, в культях инвалидов и на фотокарточках наших мёртвых.

Однако пока мы живём в кошмарном настоящем, когда странно и невозможно смотреть развлекательные программы по ТВ — пир во время чумы, войны, на которой продолжают гибнуть люди.

Нынешняя тенденция правого уклона на Западе (Brexit, победа Трампа, ожидаемый приход к власти евроскептиков в ряде стран ЕЭС) есть надежда и объект воздействия российской пропаганды и спецслужб. Повторяется история с симпатиями передовой интеллигенции, которая после окончания Гражданской войны в России с надеждой взирала на СССР как на "новый справедливый мир без эксплуатации". На этот раз путинская Россия обернулась записным борцом с неолиберальным засильем. В одной из статей левого американского профессора социологии Джеймса Петраса внутренняя политика Путина представлена как тяжкая, идущая с переменным успехом борьба против собственных олигархов, путающихся под ногами благородной команды "нацлидера" в её стремлении "создать суверенное, демократическое (?!) и антиимпериалистическое (???) государство". Уже одна эта цитата показывает, что уважаемый университетский преподаватель из "империалистического далёка" не понял ни бельмеса, что происходит у нас, да и вообще в мире. Тем не менее, как когда-то бывший полугэбешный дайджест "За рубежом" (еженедельная газета, издавалась в советское время), упомянутую статью с удовольствием постируют издания, близкие к "консервативно-патриотическому" (читай "национал-имперскому") Изборскому клубу господина С. Глазьева и Ко.

Для противодействия российской пропаганде, играющей на противоречиях неравномерного развития, глобализации и региональной интеграции, следует настойчиво и оперативно разоблачать дикие преступления российской власти как внутри страны (подавление социально-политического и экономического развития), так и вне её. Ну, а с войной — в пику тем, кто её затеял и греет на этом руки — надо срочно кончать. Ход за нами.

 

[1] Современное понимание гибридной войны со слов генсека НАТО Александра Вершбоу: "…гибридная война, сочетающая военную угрозу, скрытую интервенцию, тайную поставку оружия и систем вооружения, экономический шантаж, дипломатическое лицемерие и манипуляции в средствах массовой информации с прямой дезинформацией". Цит. из газеты АиФ: http://www.aif.ru/dontknows/file/chto_takoe_gibridnaya_voyna.

Владимир Кардаил

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter