Начну с конца. В XXI веке в Москве на высоком пьедестале при въезде в резиденцию российского правительства "Московский Белый дом" на Красной Пресне установлен памятник Столыпину. В ста метрах от старого, ещё ХХ века памятника, по всем учебникам, его жертвам 1905 года на Горбатом мосту. Не уверен, что это признак поразившей наше общество внезапной толерантности. Скорее это бездумство, возможно, потому что они прошли школу Государственной Думы, тех, кто планировал место для установки памятника. Для них было важно только то, чтобы сегодняшние властители, проезжая на работу, лицезрели бронзовый монумент своего предшественника. Хотя, возможно, это очередная гримаса истории. Как известно из детективов — преступника всегда тянет на место преступления. Да, Столыпин, согласно всем учебникам и энциклопедиям, изданным в период всевластия СССР — преступник. Понёсший заслуженную кару в виде публичного убийства в киевском театре.

Какие устойчивые ассоциации с именем Столыпина у людей ХХ века? "Столыпинский галстук", т.е. петля виселицы, на которой то ли вешали не тех, то ли повесили слишком мало. (Читатель, попробуйте вспомнить кого-нибудь из погибших героев 1905 года, кроме Н. Баумана). В любом случае приостановить скатывание России к кровавому тоталитаризму советской власти "галстуки" не смогли. "Столыпинский вагон" — этот устойчивый термин на своей шкуре испытали в ХХ веке подавляющее большинство россиян. Пожалуй, в истории РЖД более массового и популярного средства перевозки людей не было. Через него прошли и любители СВ, и люксовых вагонов, и купейные пассажиры, и завсегдатаи плацкартных, общих вагонов и электричек. Видимо, недаром "столыпинскому вагону" так много памятников не только на территории России, но и за ее пределами, в странах, познавших на себе "гостеприимство и хлебосольство" СССР. Но, разумеется, памятник Столыпину ставили не за это, а за крылатую фразу "Нам нужна Великая Россия!"

Кстати, в русском зарубежье. Там, в том числе и в издательстве "Посев" во Франкфурте, издавались, в отличие от СССР, монографии, посвященные Столыпину. Но до поры до времени в СССР за обладание ими и их чтение можно было прокатиться в столыпинском вагоне на южный берег Северного Ледовитого океана. В этих книгах подробно рассматривалась биография Столыпина и процессы, приведшие к его убийству. Почитателем Столыпина в те годы являлась только часть русской эмиграции, всегда мечтавшая и грезившая величием потерянной, отобранной у них Родины. Повторюсь, в СССР фигура Столыпина была строго отрицательной, так как с точки зрения коммунистической идеологии величие и могущество СССР противопоставлялось величию Российской империи. До поздней осени 1941 года другого толкования даже на горизонте не проглядывалось. Только крах на фронтах Второй мировой войны в 1941 году вынудил вождей страны вспомнить о ценностях Отечественной войны 1812 года, и обратиться лицом к церкви и даже реабилитировать, разумеется, ещё без реабилитации, некоторые фигуры из уничтоженных классов. Князя Невского, графа Суворова, дворян Ушакова и Нахимова, но всё это были герои старины глубокой. О реабилитации и возвращении в жизнь имён царивших судьбами страны в ХХ веке речи не было. Среди них без лучей славы находилось и имя Столыпина.

В чем же секрет неожиданной в XXI веке реабилитации? Думаю, тут возможны две-три версии, которыми рискну поделиться с читателем.

Первая — после начала перестройки и гласности в нашу повседневную жизнь и даже в образование стали возвращаться имена прошлого. В СССР стали появляться книги разной исторической ценности о царях Романовых, премьерах Витте (1903-1906), Столыпине (1906-1911), Керенском (1917), генералах Деникине, Корнилове, адмирале Колчаке, атаманах Унгере, Краснове, революционерах, но не о эсерах Савинкове, Спиридоновой и многих других, без кого история страны была многие годы оскоплена или, проще говоря, фальсифицирована. Режиссер Бойко снимал "Собачье сердце" (1988), режиссер Шахназаров — "Цареубийцу" (1991), режиссер Говорухин — "Так жить нельзя" (1990) и "Россия, которую мы потеряли"(1992) — тем, кто их слушает и смотрит по ТВ последние лет пять, поверить в это сложно, но это правда.

Возникший интерес к фигуре Столыпина на этом общем фоне был естественен, как и к другим фигурам, сыгравшим большую роль во вновь обретаемой российской истории. Учитывая, что страна неуклонно катилась к экономическому и политическому краху, возрастал массовый, и прежде всего у специалистов, интерес к политическим и экономическим доктринам, в том числе и начала ХХ века. Тем более что статистика всегда пыталась сравнивать успехи СССР с предвоенными годами России, т.е. с показателями до 1914 года. Это было возможно, так как тогда была проведена и статистически обработана всеобщая перепись в Российской Империи, а значит, имелись реальные статистические данные, на которые можно было опираться.

Постепенно рос ропот пересмотра долго внушаемого пропагандой прогрессивного значения большевистского переворота 1917 года. В этой связи слова Столыпина в полном изложении "Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия" (10 мая 1907) были с восторгом подхвачены антикоммунистическим настроением масс. Напомню, слова были сказаны с трибуны Государственной думы Российской Империи и обращались они, прежде всего, к левым депутатам. Представьте, в тоталитарном государстве, как некоторые себе представляют царскую Россию, в возникшем парламенте были левые и даже социал-демократические и большевистские депутаты. Попробуйте заглянуть в итоги выборов после 18 сентября 2016 года и найти там имена реальных противников сегодняшней власти. Но вернемся к Столыпину. Действительно, статистические показатели впечатляют. В России происходит капиталистическая революция. Промышленная, финансовая — экономическая. Долгое отставание от стран запада по большинству показателей сокращается. Многое из этих достижений приписывается именно Столыпину и его управлению страной.

Рискну поспорить.

Экономические преобразования дают результаты не сразу. Для многих из них необходимы десятилетия. По щучьему велению, по моему хотению они не происходят. Для того чтобы эти результаты появились, необходимо было провести реорганизации в финансовой, банковской сфере, решить до сих пор не решённую проблему коммуникаций на бескрайних просторах разросшейся до 1/6 части суши Империи, попросту говоря, дорог, пригодных для проезда и провоза. Национализировать некоторые виды производства и торговли, пользующиеся особым, устойчиво повышенным спросом у населения — винно-водочные и табачные товары. Все эти изменения в России были произведены, но не при Столыпине, а по программе правительства графа Витте. Увы, для страны, в которой, несмотря на ее многонациональность и многоконфессиональность, да и, пожалуй, даже многорасовость, нашлись влиятельные силы, начавшие провозглашать особое место одной из наций — русской — и одной из религий — православия. Начали развиваться тенденции неприятия всего нерусского. В этой атмосфере общество долго терпеть фамилию Витте не могло. Фамилия Столыпин куда больше подходила для этих тенденций. Поэтому и итоги экономических реформ Витте, давшие свои невиданные в российской истории результаты, были отнесены к достижениям реформ Столыпина. При этом нельзя сказать, что реформ Столыпина не было. Они, разумеется, были. Попытка земской реформы с передачей властных полномочий на места была бы хороша, если бы не существовавшая в стране и продолжающая всегда существовать византийская вертикаль власти и чинопочитание. В стране гоголевского "Ревизора" наделять местную власть правами бессмысленно. Конечно, надежда умирает последней, но, несмотря на присутствие "бессмертного произведения Гоголя в школьных программах и в репертуарах театров воз проблем на том же месте. Видимо, без изменения ментальности российского народа провести реформы и передать реальную власть на места, как это сделано в большинстве западных стран, невозможно. Так, что, увы, данную столыпинскую реформу приходится признать неудачной. Другая огромная реформа — переселение народов на бескрайние просторы страны, и прежде всего в Сибирь, которой, как известно, будет прирастать Россия. Да, реформа сопровождалась не только переселением, но и наделением права на частную собственность и землю, что было крайне важно для продолжения реформ, начатых в 1861 году при отмене крепостного (т.е. во многом рабского) права. Уверен, плоды многих столетий крепостничества мы пожинаем до сих пор. Но отдаленность выделяемых участков, их оторванность от основных путей коммуникации, не самый располагающий к жизни климат природной среды — во многом понижали значение данных реформ. Да, многие крестьяне ринулись в новые земли, хотя зачастую не очень представляли себе, куда они едут и что им дают. Своим без всяких преувеличений героическим трудом они добились поразительных результатов.

Однако для чистоты понимания эксперимента сравните их достижения и, главное — биографии с биографиями и достижениями тех, кто в это же время садился не в столыпинские вагоны, а на пароходы и отплывал за океан. Они хоть и были по меткому замечанию В. Короленко "Без языка", но добились куда большего и для себя, и для своих потомков. Почему? Потому, что ни революция и гражданская война, ни продразверстка и индустриализация, безкомпенсационно отбиравшая имущество, их не касались. Преинтересный факт: если в Сибирь в основном ехали русские, то за океан отправлялись люди иных национальностей, оказавшихся вторым сортом в России. Тут, пожалуй, самое время вспомнить и привести другие слова Столыпина: "Полячишкам, балтийцам, евреям, кавказцам и прочим инородцам нечего делать в российском парламенте". Произнесены они были при разгоне Государственной думы, инициированном Столыпиным.

Данные слова, понятия, увы, и сейчас популярны. А ведь именно они, поставившие запретный знак на естественном стремлении человека к карьере, в том числе и политической, отбросили представителей многих нацменьшинств в подполье, т.е. в революционную деятельность. Отсюда национальный состав революционеров, который так любят приводить ревнители чистоты расы. Понятна их любовь к Столыпину, ведь он подарил им прекрасный диагноз всех неудач России. Это инородцы. Вспоминая зверства, проведенные под руководством коммунистической партии Ленина-Сталина и прочих вождей поменьше, прежде всего выставляется не их партийная, а наоборот — национальная принадлежность. То, что многие из них, прежде всего, часто уничтожали именно соплеменников, в расчет не берётся. Ленин, Троцкий, Сталин, Берия — изверги, потому, что не русские. Список можно продолжать бесконечно. Достаточно вспомнить, что у самого стабильного и популярного политика современной России мама русская, а отец — юрист. Как и многое другое им сказанное — это точный и пока окончательный диагноз нашего общества. При поисках врага, видимо, в силу советской ментальности, прежде всего, принято обращать внимание на национальность и вероисповедание. Боюсь, что Столыпин вписал в это наследие свою немалую лепту. Добавляет ли это его образу популярности? Да, особенно в определенных кругах. Есть ли такие круги в современной России — да, есть. И памятник установлен к их радости.

Когда Путин пришёл к власти, перед ним стояло много вопросов. Одним из главных был вопрос поиска объединяющей население идеологической составляющей — идентичности. Слава Богу, коммунистическая — стараниями А.Д. Сахарова, Б.Н. Ельцина, А.Н. Яковлева, Ю.Н. Афанасьева и многих других — была отринута, и, видимо, даже Г. Зюганов вернуться к ней в реалиях не желал. Православие, разумеется, было бы намного приемлемей, но многоконфессиональность регионов мешает этому, делает и этот вариант невозможным. Максимум, что на этом пути удалось сделать — закон о четырёх главных (исторических!?) конфессиях. Объединить население под крестным ортодоксальным знаменем не получается. На дворе ХХI век. Была предпринята попытка примирения после гражданской войны. Перезахоранивались с Запада на Восток почившие вдалеке от Родины великие россияне. Деятели культуры, политики, военные, чьих потомков удалось уговорить или подкупить Михалкову. Шаляпин, Ильин, Деникин, список можно продолжить. Ставились таблички "За этой могилой ухаживает Президент В. Путин". Всё было бесполезно. По примеру США, Испании, Мексики, тоже переживших ужас братоубийственной гражданской войны, по государственному заказу ставились памятники и снимались фильмы ("Адмирал" 2006 г.). Народ смотрел, но в своей среде продолжал гражданскую войну и мириться был совсем не намерен. Видимо, слишком долго, 70 с лишним лет, его воспитывали в ненависти к братьям и инакомыслящим. Возможно, виновато было и то, что, глядя в глаза своих новых вождей, народ видел в них не примирение, а наоборот, продолжение войны. Нелюбовь, граничащую с нетерпимостью по отношению к инакомыслящим. Именно в этот период опять начинает возноситься и имя Столыпина. Создается Фонд его имени, учреждается премия, стипендия, инициаторы этих действий и устанавливали потом памятник. Объединению страны это не помогает. Рассматривать другие попытки я не буду. Статья не о нашем времени и политиках, она о Столыпине.

Так или иначе, поиск идентичности был остановлен на "Великой Победе". Слово ВЕЛИКАЯ при этом стало даже главнее слова "победа". В соответствии с этим и слова "Нам нужна Великая Россия" пришлись как никогда ко двору. Столыпинские идеи стали востребованы. Они изучаются. Их пытаются прививать к современной жизни. Законы о раздаче земли на Дальнем Востоке инициированные полпредом Трутневым почти списаны со столыпинских. Результат покажет время, но без существования нормальной, а не мобилизационной экономики, без создания инфраструктуры, т.е. дорог и современных коммуникаций, всё это обречено, как были обречены столыпинские реформы. Жить и трудиться в приграничных регионах страны, настойчиво создающей себе врагов, невозможно. Трагедия жизни и смерти Столыпина, его ошибки малоизвестны и малоизучены. Однако забывать о том, что его путь оборвался в Киевском театре, не стоит. Как говорил классик, "Его пример другим наука!" Бронзовая фигура на Красной Пресне стоит слишком высоко над гражданами страны. Частью их жизни она не станет, как бы это ни пыталась сделать пропаганда. Для этого нужно было бы изменить историю России и историю жизни Столыпина, Но это не под силу даже "Военно-Историческому обществу".

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter