Впервые то, что отныне не еврейский народ, но христианская церковь стала "Израилем" - в значении священной страны и народа-священника, - было провозглашено Юстином Мучеником в его знаменитых разговорах с Трифоном-иудеем.

При каждом церковном расколе католицизма каждая новая церковь считала именно себя "Израилем". Но только русские славянофилы решились назвать "Израилем" ("Новым Израилем") не церковную, но этническую (этноцивилизационную) общность – русский народ. Впрочем, в этот "новоизраильский" народ они великодушно включили всех украинцев, всех белорусов и всех православных немцев, натурализовавшихся в России.

Большевизм прошел схожий путь. Только гораздо быстрее, потому что пример со славянофилами еще был у всех перед глазами… Если первая генерация большевиков считала, что эталонными коммунистами могут стать в первую очередь французские, немецкие и британские марксисты, а не еще глубоко крестьянский, полуазитатский российский пролетариат, то вторая волна с удовольствием поддержала "еретический" лозунг о победе социализма в одной стране.

Очень быстро этот лозунг проявил свой подлинный смысл – только пролетариат страны, не пережившей соблазна стабильной буржуазной демократии и буржуазного реформизма, способен быть по-настоящему "боевитым".

Поэтому сталинизм – это, по сути, такое пролетарское славянофильство.

Маоизм только сделал еще один шаг, приняв, что подлинный революционный дух может быть только в среде, совершенно незатронутой вестернизацией, цивилизацией, не испытавшей влияние западных "колониальных" культур…

Послесловие

Раздумия на тему, заданную внезапно открывшимся параллелизмом в эволюции православия и большевизма, запустили мои рассуждения о сужении "избранной общности" дальше.
Известная цепочка эволюции иудео-христианской традиции выглядит так.
Согласно Аггаде, Святой, Благословен Он, предлагал Тору всем народам мира, но принял Тору только Израиль, только поколение пустыни. Затем, согласно христианской традиции, христианство вышло за пределы иудаизма и пришло к народам мира, создав Церковь - Новый Израиль, с которым заключен был Новый Обет (Завет). Потом произошел раскол (Большая Схизма), и каждая из двух церквей - Западная, Римская и Восточная, Греческая, - стала считать именно себя Израилем. Затем Западная церковь раскололась при Реформации... А через триста лет славянофилы заменили избранность Восточной (Греческой) церкви на изранность Русских...

Теперь посмотрим, что было с марксизом, который
"пролетарский иудаизм". "Научный социализм" как бы предлагался историей разным странам и направлениям, но поддержал (принял) его только Первый интернационал. Затем ленинизм (научный коммунизм) порвал со Вторый Интернационалом (который стал "Ветхим" и вражеским - "социал-фашистским") и пришел к партиям Третьего Интернационала (Коминтерна)... Рассуждения о том, почему настоящий социализм только советского типа, наиболее бесхитростно изложенные 34 года назад Андроповым в журнале "Коммунист", где тот объясняет западным социал-демократам, почему реформистский (оппортунистический) вариант социализма пришел к историческому провалу, зато революционный - к грандиозным победам: там тэтчеризм и рейганомика, здесь - мировая система социализма, - удивительно напоминают разъяснения христиан иудеям своей правоты: вы - в ничтожестве, лишены царства, в презрении и опутаны запретами, а мы - на вершине могущества.
Но вернемся в середину 20-х годов. Вдруг оказывается, что не потомственный начитанный рабочий или инженер стран Запада (или России) может аутентично принять большевизм, но лишь полуграмотный пролетарий, еще вчера крестьянин-общинник, внук крепостного. Этот подход можно объяснить лишь тем, что поздний большевизм (сталинизм) был задуман не в качестве лекарства от болезни западной цивилизации, но как орудие ее разрушения.

Наверное, все выше сказанное говорит о едином алгоритме эволюции тотальной доктрины в западной (постэллинистской) цивилизации. И это касается и иудео-христианской традиции, и истории коммунизма как квазирелигии.

Послесловие к послесловию

Расхождение между западным и русским (восточным) марксизмом можно понять, если исходить из того, что западные социалисты понимали Коммунизм (и Социализм как переходную фазу к нему) как какой-то Новый Ренессанс - период нового гуманизма, сменяющего индустриально-буржуазный строй подобно тому, как Возрождение сменяло феодально-клерикальную эпоху. Именно так это мудро видел Осип Мандельштам, ворчащий: граждане хотят строить социализм, а они не пробуют построить Ренессанс. Себя же они видели "партией новых гуманистов", помогающих органичному произрастанию нового и нейтрализующих усилия реакции. Русский же социализм (большевизм, а также его восточноазиатские мутации) воспринимался как новая вера, новая религия, которую принес Ленин, подобно киевским каганам X-XI веков.  И эта квазирелигия должна была стать не новым этапом цивилизации, но снести ее, подобно тому, как христианство снесло античность, а ислам - эллинизм.

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены