Подготовка к саммиту Россия — ЕС, который пройдет в эти дни в Хабаровске, полна интриг и недоговоренностей. Оптимизм, которым лучатся официальные российские представители и который тиражируют центральные СМИ, с лихвой перекрывается критическими публикациями в западной прессе и более чем осторожными высказываниями многих европейских политиков.

Курс на сближение с Европой, принятый в новой России начала 90-х, на приобщение к общеевропейским ценностям, к числу которых можно отнести идеи общеевропейского рынка, политической открытости, толерантности, развития регионального и местного самоуправления, плавно, но уверенно был изменен Владимиром Путиным в начале третьего тысячелетия на прямо противоположный.

Надежды Запада на то, что при Медведеве ситуация смягчится и Россия вновь развернет к Европе хотя бы одну из голов своего государственного орла, похоже, канули в Лету.

Сегодня и европейские, и американские аналитики отмечают, что либеральная риторика нового российского президента никак не изменила проложенный Путиным курс на дальнейшую изоляцию России от развитых западных стран.

Многие эксперты утверждают, что при Медведеве тон официальных ответов европейским структурам, таким как Совет Европы, Евросоюз, ОБСЕ и другим, стал даже более жестким и безапелляционным, чем был при прежнем главе государства.

Сегодня список взаимных претензий России и Европы, самую значимую часть которой представляет Евросоюз, нарастает как снежный ком. Главный аргумент Кремля – "не лезьте в наш монастырь со своим уставом" — является и главным раздражающим фактором, препятствующим, как считают многие эксперты, развитию отношений между ЕС и Россией. Понятно, что пока у сообщества европейских стран и у России будут разные уставы, жить в дружбе и сотрудничестве им будет очень непросто.

Европа имеет к российскому руководству множество вопросов, в числе которых наиболее обсуждаемыми можно назвать следующие:

  • Военная операция в Грузии и признание независимости Южной Осетии и Абхазии в обход международного сообщества.
  • Перебои в поставках нефти и газа в Европу как инструмент политического шантажа. Введение ограничительных мер на поставки продукции европейских предприятий.
  • Возвращение к принципам холодной войны, легко читаемое в стратегии России в области национальной безопасности до 2020 года.
  • Общее снижение уровня политических прав и свобод, вытекающее из принятых в последние годы поправок в ряд российских законов, и прежде всего в закон о политических партиях и избирательный кодекс.

Масла в огонь подливает и недавний шпионский скандал в НАТО, когда двух российских дипломатов, аккредитованных в альянсе, выдворили из Бельгии по обвинению в шпионаже.

Россия со своей стороны обвиняет ЕС в политике двойного стандарта и выдвигает свой перечень возражений:

  • При оценке ситуации по военным событиям в Южной Осетии и Абхазии ЕС встал на сторону официального Тбилиси, не приняв во внимание последовательность развития конфликта и аргументы российской стороны.
  • Европейская комиссия без консультаций с российской стороной и без учета интересов России объявила о сделке с Украиной по модернизации газопроводов, доставшихся Украине еще от Советского Союза.
  • Проект "Восточное партнерство", предполагающий вовлечение в него Украины, Молдовы, Белоруссии, Грузии, Армении и Азербайджана, является прямым нарушением геополитических интересов России.
  • Евросоюз затягивает вступление России в ВТО, используя надуманные поводы.

И это только верхняя часть айсберга взаимного непонимания. Интрига нарастает, если принять во внимание, что в саммите будет участвовать президент Чешской Республики Вацлав Клаус, являющийся активным противником и Европейской конституции, и Лиссабонского договора.

Европейцы, не побоявшиеся, надо отметить, включить Клауса в состав делегации в качестве ее руководителя, тем не менее всерьез опасаются, что его выступление в Хабаровске будет лить воду на мельницу Москвы и сделает позицию Евросоюза менее монолитной при обсуждении наиболее принципиальных вопросов повестки дня.

Российская сторона, напротив, с плохо скрываемой радостью ожидает выступления чешского президента. По сведениям газеты The Washington Post, представитель России в ЕС Владимир Чижов (сын которого, кстати, является одним из фигурантов того самого шпионского скандала в НАТО) был очень доволен включением Клауса в состав делегации ЕС и с нетерпением ждет его выступления по поводу Лиссабонского договора.

Кроме того, президент Медведев планирует высказать на саммите свои предложения по новой архитектуре евроатлантической безопасности, что с учетом уже устоявшейся в Кремле традиции до самого дня мероприятия не сообщать партнерам суть такого рода предложений, может поставить в тупик делегацию ЕС.

В свете вышеизложенного официальная повестка дня, посвященная сотрудничеству в борьбе с глобальным экономическим кризисом и переговорам о новом двустороннем рамочном соглашении между Россией и ЕС, выглядит просто детской игрушкой. Можно только предполагать, какие страсти будут бушевать на саммите за этой, в общем-то, невинной ширмой.

Представитель Министерства иностранных дел России Андрей Нестеренко в одном из интервью сказал по поводу саммита: "Это хороший шанс для нас сверить часы с нашими партнерами из ЕС по сложным вопросам".

Что ж, часы сверить, скорее всего, удастся. Но вот совпадет ли время на часах ЕС со временем на кремлевских курантах, вызывает большие сомнения. И дело здесь даже не в том, что разница во времени между Брюсселем и Хабаровском составляет девять часов. Просто практика последних лет показывает, что пока Европа и Россия движутся в разных временных направлениях. Причем одно из них ориентировано на толерантное и взаимовыгодное будущее, тогда как второе ведет в изоляционистское и идеологизированное прошлое.

P. S. Порадовало то, что саммит пройдет в Хабаровске. Вероятнее всего, в городе повысится качество улиц, по которым будут ездить участники саммита, подремонтируют аэропорт и подкинут деньжат на другие мелкие нужды. Хоть какая, а польза.

Виталий Алексеев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter