14 ноября 2008 года вступило в силу постановление правительства "О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств". Этот закон за подписью премьера Владимира Путина на срок 9 месяцев утверждает беспрецедентно высокую таможенную пошлину на ввоз кузовов для широкого перечня транспортных средств в размере, равном 15 процентам таможенной стоимости, но не менее 5000 евро за штуку.

Действие постановления распространяется на кузова транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, включая легковые, грузопассажирские, гоночные автомобили, снегоходы, болотоходы и даже специальные автомобили для перевозки игроков в гольф независимо от типа и объема двигателя. Закон не затрагивает лишь автомобили вместимостью не менее 10 человек (включая водителя), то есть пассажирские автобусы. Интересно, что на размер таможенной пошлины не влияет ни возраст, ни состояние кузова. Будь это хоть сколь угодно древний раритет автопрома или даже отечественный "гроб" из Тольятти, ввозимый из-за границы в целях разбора на запчасти, все равно придется заплатить 5000 евро!

Данное постановление появилось вследствие многократных обращений представителей автоконцернов BMW, Toyota и Nissan в Федеральную таможенную службу России с требованием запретить ввоз в РФ продукции, носящей фирменный логотип данных компаний, без их на то разрешения. Иностранные автопроизводители при этом апеллируют к IV части Гражданского кодекса РФ и КоАП РФ, статья 14.10 ("Незаконное использование товарного знака") которого предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

Нововведение правительства негативно отразится на российских гражданах со сравнительно небольшим уровнем доходов, число коих в стране значительно растет в последнее время. Подержанные иномарки зарубежной сборки намного дешевле и лучше по качеству своих аналогов, собранных в России. Таможенные пошлины на ввозимые из-за рубежа автомобили были и так чрезмерно завышены, а сейчас станут вовсе запредельны. В связи с этим потеряют работу десятки тысяч россиян, занимающихся сборкой "конструкторов", реализацией и перегоном подержанных иномарок. Возникнут новые коррупционные схемы для чиновников таможни и ГИБДД.

Что касается нарушения закона по статье "Незаконное использование товарного знака", то вопрос этот представляется весьма спорным. Формально закон может действовать только в отношении "конструкторской схемы", то есть когда под уже имеющийся ПТС (паспорт технического средства) ввозится более свежая по годам иномарка. Но в данном случае речь все равно идет об автомобилях одной модели (разных лет выпуска), имеющих один логотип, собранных из "родных" запчастей компании-правообладателя торговой марки. Разве может кому прийти в голову назвать предосудительным, если вы из двух сломанных пылесосов марки "Восход" соберете один, но который будет работать. Производитель уже получил свои деньги с продажи этих пылесосов, когда они были новыми, теперь вы являетесь собственником и вправе распоряжаться собственным имуществом так, как вам заблагорассудится.

Думается, что подлинный интерес для автоконцернов представляет отнюдь не защита авторских прав на изделие. Россия — не Вьетнам, и конвейер автомобильных "адидасов" с самопальными лейблами никто здесь не собирается ставить. Все гораздо примитивнее: идет передел российского автомобильного рынка.

Представляется, что зарубежные автомобильные гиганты, сумевшие таки сломать лобби российского автопрома и запустить в России сборочные цеха, изрядно потратились, пытаясь «договориться» с чиновниками. Тут кстати вспомнить народную мудрость: "Не подмажешь, не поедешь!" Приведу свежий пример. В начале осени текущего года группа бизнесменов из Китая, будучи в Москве, обошла несколько раз по кругу кабинеты весьма ответственных российских бюрократов. Идея была проста: построить в России автомобильный завод по выпуску конкурентных по стоимости китайских авто. Но никто из наших чиновников так и не объяснил потенциальным инвесторам запутанный механизм выдачи ПТС на "свежеиспеченные" автомобили. Это один из показателей того, насколько жесткая борьба развернулась за российский автомобильный рынок.

Отсюда следует, что принятое правительством постановление выгодно исключительно автопроизводителям, а не потребителям. Но не всем автопроизводителям, а только тем, кто производит транспортные средства на территории России. В этот узкий круг избранных не попадают также те компании, которые просто ввозят комплектующие в страну, а здесь ведут отверточную сборку. За каждый голый кузов они также будут обязаны отстегнуть таможенную пошлину в 5000 евро.

Между прочим, в тексте закона размер таможенной пошлины указан не в рублях и даже не в долларах, а именно в евро. На память приходит шумная говорильня, развернутая не так давно по поводу употребления слова "доллар" в докладах чиновников правительства Государственной думе. А здесь — "евро", причем не в разговоре, а на письме, — в законодательном акте! Мимоходом замечу, что правительство ясно дает понять: рубль завтра "сдуется", и делает ставки на пока еще относительно стабильную валюту. Какие уж тут кузова и автомобили, пережить бы кризис!

Принятое Владимиром Путиным решение ввести непомерные таможенные пошлины на ввозимые иномарки в очередной раз показало антисоциальное лицо российской власти, которая действует в интересах крупных монополий. Новость вызвала озлобление у населения, усилившееся ограничениями, введенными российскими банками на выдачу кредитов на покупку автомобилей. Пока недовольство ограничивается сбором подписей на сайте monopolizmu.net в Верховный суд РФ, но велика вероятность того, что после 14 ноября, когда закон ударит по кошелькам граждан России, протестная волна выплеснется на улицы дальневосточных портовых городов, многие жители которых заняты в автомобильном бизнесе.

Альберт Калашников

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter