Президент России Дмитрий Медведев за месяц совершил все, чтобы потерять реноме либерала. Он не освободил Михаила Ходорковского. Он как главнокомандующий российскими вооруженными силами взял на себя всю ответственность за вооруженное вторжение на территорию соседнего суверенного государства Грузия. Он признал независимость территорий, входящих в состав этого государства.

Российско-грузинский вооруженный конфликт стал точкой бифуркации, после чего флюгер геополитики качнулся в новом направлении. Совершен переход от разрядки в сторону дальнейшей милитаризации, и этот процесс затронет все страны без исключения. Как верно предсказал Томас Фридман сегодняшнюю ситуацию в "Foreign Policy" от 11 мая 2006 года: "По мере того как у нефтегосударств накапливается все больше и больше богатств, они могут вполне реально начать изменять всю международную систему отношений и сам характер мирового устройства, сложившегося после окончания холодной войны".

Между тем хотелось бы остановиться на роли России в этом революционном событии, которое в финальной своей фазе явно может и даже наверняка обернется не "холодной", а очень даже "горячей" мировой войной. Не буду искать правых и неправых в грузинской военной кампании. Когда начинает говорить оружие, в силу вступают законы войны, и горе побежденному…

Любое расследование начинается с выяснения мотивов, поиска ответа на вопрос: а кому это выгодно? Выгодно это, в первую очередь, "ястребам" - генералам, дельцам от военно-промышленных корпораций, торговцам оружием, политикам, лоббирующим их интересы. Здесь для въедливого исследователя будет интересно выяснить изначального поставщика, маршруты доставки, откуда взялось в Грузии вооружение и боеприпасы к ним российского производства (особенно те, которые произведены в период с 2006 по 2008 год, т.е. в самый разгар информационно-психологической войны, которая всегда предваряет боевую фазу конфликта).

Обратите внимание, что в российских телесюжетах акцент делался на то, что захваченное российской стороной вооружение изготовлено в США и Израиле. Хотя российского оружия и боеприпасов было намного больше, его россияне вывозили с грузинских военных складов грузовиками. Известно, что поставки из России осуществлялись транзитом через страны Восточной Европы. Кто в России стоит за поставками оружия вероятному противнику? Кто продал снаряды и патроны, убивавшие и ранившие людей в Южной Осетии? Кто из российских политиков нажился на похоронах русских солдат и офицеров, погибших в Грузии? На этот вопрос Александру Литвиненко ответила десять лет назад Алла Дудаева: "Этих людей мы называем "партия войны".

Вы можете задаться вопросом: ну кто же ожидал от Саакашвили, что он внезапно нападет на ничего не подозревающих жителей Цхинвали и российских миротворцев? Этот вопрос нуждается в обстоятельном анализе. Начнем с того, что Южная Осетия и Абхазия являются частью территории республики Грузия. Неважно то, что президент России Медведев признал часть территории Грузии (другого государства) независимой (завтра канцлер Германии с пивного похмелья объявит Калининградскую область независимой от России). Важно то, что страны-члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в ходе встреч на высшем уровне в Лиссабоне (3 декабря 1996 года) и Стамбуле (19 ноября 1999 года) "подтвердили свою решительную поддержку суверенитета и целостности Грузии". Таким образом, речь идет о вооруженном вторжении одного суверенного государства на территорию другого.

Признание независимости Южной Осетии и прицепом Абхазии, вероятно, является фазой плана по аннексии этих территорий в состав России. В доказательство этого приведу ссылки на предшествующую подготовку аннексии: предоставление российского гражданства гражданам Грузии, проживающим в Абхазии и Южной Осетии, подкрепленное письмом Федеральной таможенной службы России номер 04-16/3764 от 5 февраля 2007 года, где сказано: "В связи с отсутствием информации о признании Российской Федерацией внутренних республиканских паспортов граждан Южной Осетии до особого указания не принимать указанные документы при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации гражданами Южной Осетии". А также приказом Департамента здравоохранения Правительства Москвы номер 8 от 10 января 2007 года, в котором сказано о предоставлении Южной Осетии кода региона России 0420 и предоставлении гражданам Грузии из Южной Осетии статуса иногородних и оказании им медицинской помощи за счет бюджета города Москвы. Так что, исторический принцип "мне чужой земли не надо, но и своей ни пяди не отдам" больше в России не действует, острова отдали Китаю и, заручившись его поддержкой, претендуем на часть северных территорий республики Грузия.

Вопрос типа: "а зачем нам, поручик, чужая земля?" будет не менее интересным, чем предыдущие. Не нужна российскому руководству ни Абхазия, ни Южная Осетия, и не верю я крокодильим слезам по поводу пострадавших в этом военном конфликте мирных жителей. Свое, российское население, которое с каждым годом все больше маргинализируется под влиянием "голландской болезни", не интересует рублевскую "элиту". Не нужно иллюзий, что она вдруг так озаботилось и прониклось проблемами абхазов и осетин.

Россия добивалась в этой шумной и, на первый взгляд, бессмысленной войне одного (и она это получила) – создания политического и экономического изоляционного барьера со стороны Запада. Одновременно (и это главное) в блокаду, ввиду своего географического положения, попадают страны Средней Азии, в первую очередь, Туркменистан со своими грандиозными запасами природного газа. Таким образом, война в Грузии и нестабильность, которая будет еще очень долго поддерживаться в регионе, поставила крест на инвестиционном проекте строительства газопровода из Средней Азии транзитом через Азербайджан и Грузию в Европу. Для среднеазиатских поставщиков углеводородного сырья не остается альтернатив кроме экспорта в… Китай. Эта ситуация приведет к новому витку роста цен на нефть и газ, и в итоге под угрозой социального бунта Евросоюз пойдет на уступки России. Ответом со стороны Запада может стать попытка диверсификации поставок среднеазиатского углеводородного сырья, началом которой станет масштабная военная кампания на Кавказе (уже на территории России) или, что более вероятно, в Иране.

Что касается дальнейшей политики России, то здесь не нужно питать иллюзий относительно "укрепления стабильности" и "мира во всем мире". Произошло то, что произошло: президент принял от "силовиков" боевое крещение. Пути назад уже нет. Оттепель закончилась, не успев начаться. Впереди зима.

Альберт Калашников

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter