И Эдуард Лимонов, и я уже несколько раз высказались в статьях, почему мы считаем необходимым участие коалиции "Другая Россия" в парламентских выборах.

Что мы предлагаем? Составить список наших кандидатов в депутаты и публично объявить его. Далее требуем от ЦИК зарегистрировать список. Разумеется, получаем отказ. Заявляем, что не собираемся подчиняться этому отказу и играть по правилам, навязанным диктатурой: мы все равно будем участвовать в выборах!

Во время избирательной кампании, мы делаем все то, что обычно делает участвующая в выборах политическая партия. То, что делали бы мы сами, будучи зарегистрированными. В чем-то мы ограничены – на ТВ, понятно, нас не пустят. Но есть формы предвыборной агитации, которые вполне нам по силам. Например:

Расклейка листовок и плакатов с призывом голосовать за кандидатов "Другой России".
Марши и митинги в поддержку нашей программы и наших кандидатов.
Встречи с избирателями.
Обход агитаторами квартир избирателей (так работали нацболы, собирая требуемые 50 000 подписей для регистрации партии – эффективный метод).
Выступления в симпатизирующих нам СМИ.
Борьба с предвыборной агитацией политических противников (в рамках уголовного кодекса).
Компромат против политических противников, и так далее.

Как среагирует власть на нашу неслыханную дерзость? Нет сомнений, что это будет тотальный психоз. На замалчивание не хватит ума, да и не получится, если мы будем достаточно активны. Избирателю будут ежедневно тупо внушать, что "Другая Россия" не зарегистрирована, что голосовать за нее нельзя, и тому подобное. Так мы получим "эффект Матвиенко" (Питер, третье марта, "не ходи на "Марш"). Лишь 20 процентов усилий должны приложить мы сами, остальные 80 сделает власть.

Как среагируют граждане? Уверен, что, в целом, это будет реакция в нашу пользу. По всем соцопросам, включая даже казенный ВЦИОМ, две трети граждан считают необходимым вернуть графу "против всех" – то есть, не находят в предлагаемом на выборах списке партий ту, за которую хотели бы проголосовать. Условно говоря, мы, "Другая Россия", и будем этой "графой". Мы займем эту нишу в сознании граждан.

Если избиратель будет видеть рядом наклеенные предвыборные плакаты чиновника-единоросса (известного взяточника и алкоголика) и, допустим, уважаемого в городе лидера свободного профсоюза, идущего по списку "Другой России", то на чьей стороне будут симпатии избирателя? Ответ очевиден. А то, что за этого хорошего человека якобы "нельзя" голосовать… Реакция на "нельзя" у людей бывает разной: кто-то подчиняется, а кто-то поступает вопреки.

На выборах в Госдуму мы можем "зацепить" не только протестный, но и путинский электорат. Есть существенная дельта (разница) между популярностью Путина и популярностью "Единой России". Мы сможем завоевать симпатии тех, кто продолжает по инерции верить в Путина (или просто боится перемен), но презирает "ЕдРо" и любую "партию власти". Эти симпатии нам пригодятся на президентских выборах.

Технический вопрос – как голосовать. Можем предложить избирателям вписывать в бюллетень "Другую Россию". А среди членов избирательных комиссий найдутся люди, которые сообщат о подлинных результатах выборов.

Поразительные цифры иногда можно узнать из соцопросов. Оказывается, треть (!) граждан РФ уже сегодня, заранее, называет будущую Госдуму-2007 нелегитимным органом власти ("Левада-центр"). Эта продвинутая треть уверена, что выборы наверняка будут нечестные. Сегодня "Другая Россия" может лишь от себя самой заявлять о нелегитимности выборов, но такое заявление политически весит немного. Приняв же участие в выборах, мы сможем сделать то же заявление, но уже от лица миллионов наших избирателей, голосовавших за "Другую Россию". И это будет политически очень весомо. Появится моральная основа для формирования параллельного центра… (хотел уже написать "власти", но вовремя одумался – ведь это экстремизм)... центра влияния, скажем так.

Участвуя "несистемно" в парламентских выборах, мы политически выигрываем в любом случае. Мы навязываем власти проблему, которую она не может решить без огромного ущерба для своей репутации. Мы не на словах, а на деле доказываем, что без нас – без "Другой России" – выборы нелегитимны. А вот не участвуя, мы можем сильно проиграть.

Во-первых, весь период парламентских выборов "Другая Россия" окажется, что называется, "не в фокусе". Внимание СМИ будет приковано к выборам. Наша критика выборов с политической "обочины" будет никому неинтересна. Даже тупой конфликт справедливоросса с единороссом будет публике интереснее, чем мнение бойкотирующих. Просто потому, что конфликт всегда интереснее, чем самые умные рассуждения. Бойкот в наших условиях невозможно воплотить в какие-то динамичные и массовые формы протеста. Бойкот – это комментарии в СМИ и только. Чтобы быть "в фокусе", нужно быть участником избирательной кампании, участником конфликта. Если тебя не принимают в участники, значит, надо навязать себя.

Во-вторых, мобилизация сторонников "Другой России". Если несколько тысяч наших активистов не пройдут "обкатку" на парламентских выборах в качестве агитаторов, организаторов, расклейщиков и тому подобных, мы рискуем проиграть президентские выборы. Для меня не аргумент, что некто хорошо выучил Закон о выборах и имеет опыт избирательной кампании 1999 или 2003 года. Этот опыт сегодня, в условиях сверхжесткого полицейского произвола, малопригоден. Человек должен научиться жить неделями вне дома, постоянно менять телефонные "симки", перемещаться по городу как невидимка и так далее. И при этом надо еще уметь работать в коллективе, уметь взаимодействовать. Для победы в большой войне обязательно нужен опыт "малой" войны. И нужен эмоциональный трамплин для наших активистов и наших сторонников, чтобы к президентским выборам они подошли, готовые "порвать" противника.

В-третьих, а если общенародных президентских выборов не будет? Изменят Конституцию и будут избирать президента голосами депутатов? Что, будем с кислыми лицами горевать у разбитого корыта? Или, допустим, Путин пойдет все-таки на третий срок? Его 70-процентный рейтинг – это, конечно, сказки, но то, что рейтинг Путина выше, чем у Иванова и Медведева – это очевидный факт. Сражаться надо в любом случае, но шансов на победу будет меньше.

Наконец, самый простой вариант: не допускают нашего кандидата до президентских выборов. Придерутся к какой-нибудь ерунде и не допустят. Или не к ерунде – заведут на кандидата уголовное дело. Справимся мы с этой ситуацией, не обострив, не взвинтив ее предварительно в ходе парламентской кампании? Едва ли.

Вывод: нельзя ставить только на президентские выборы. Выборы в Госдуму – это наш шанс. Мы сделаем большую ошибку, упустив его.

Любая свежая идея поначалу отторгается. Возражения против предложенной формы участия в выборах, по сути, сводятся к тому, что так никто никогда не делал. Вот это, на самом деле, и хорошо! Только это и дает надежду на победу. Потому что все проторенные пути перекрыты наглухо.

Это как поединок Давида и Голиафа. Победить Голиафа можно, только применив нестандартные методы борьбы.

Владимир Абель

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter